Коммуникативная реальность актуализировалась в науке уже в контексте неклассической, квантово-релятивистской фазы её развития, когда в спорах по поводу статуса
принципов наблюдаемости, неопределённости и дополнительности в квантовой механике стало постепенно осознаваться, что научный эксперимент – это «круговой» кибернетический процесс, в котором исследователь, посредством органов чувств, инструментов, приборов, с использованием теоретических моделей оказывается вовлечёнными в циклически воспроизводимый контакт с исследуемым им фрагментом «внешней реальности» и одновременно, в контакт «с самими собой», как необходимой предпосылки осмысленной коммуникации с «другим» по поводу того, что он сделал, наблюдал и осознанно зафиксировал, так, что бы «другой» в принципе мог его сообщение осознанно воспринять и воспроизвести сделанное им вместе с полученным им результатом как своим собственным.
Аналогичная, хотя уже и более сложная, ситуация возникла в связи с появлением квантовой механики с сопряжёнными с ней
принципами наблюдаемости, контекстуальности, неопределённости и дополнительности и, соответственно, с более «высоким уровнем» её рефлексивности.
–
Принцип наблюдаемости: в квантовой механике измеряемые значения наблюдаемых величин связаны с собственными значениями операторов, представляющих эти величины.
Между разными фрагментами научного знания возникает некое новое, «сетевое» или, быть может точнее, гетерархическое соотношение, в котором постнеклассические
принципы наблюдаемости, контекстуальности, соответствия, неопределённости и дополнительности оказываются по сути разными гранями на этот раз уже метапринципов коммуницируемости смыслов в когнитивно распределённой среде производства научного знания.