Традиционно год
призвания князей считается условной начальной точкой в истории русской государственности.
Наше сказание о
призвании князей поставило в тени второй момент и изъяснительно изложило первый как акт добровольной передачи власти иноземцам туземцами.
Обозначив так свою исходную точку, учёные этого направления изображают долгий и сложный исторический процесс, которым из первобытных мелких родовых союзов вырастали у восточных славян целые племена, среди племён возникали города, из среды этих городов поднимались главные, или старшие, города, составлявшие с младшими городами или пригородами племенные политические союзы полян, древлян, северян и других племён, и, наконец, главные города разных племён приблизительно около эпохи
призвания князей начали соединяться в один общерусский союз.
Отрицание
призвания князей имеет иную подоплёку: боятся, что, признав призвание, тем самым признают, что русская государственность создана чужими.
Призвание князя оформлялось договором между вече и князем.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: утюжный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Но вне зависимости от того, какова была реальная ситуация (она, как и всюду, как и всегда, определялась прежде всего фактическим соотношением сил), сами новгородцы, как правило, всё равно описывали это с помощью риторики добровольного
призвания князя «политическим народом».
Но с другой стороны, мы не можем предполагать большой точности, определённости в этих отношениях, ибо и после, в историческое время, как увидим, отношение пригородов к старшему городу не отличалось определённостью, и потому, говоря о подчинении сел городам, о связи родов между собою, зависимости их от одного центра, мы должны строго различать эту подчинённость, связь, зависимость в дорюриковское время от подчинённости, связи и зависимости, начавших утверждаться мало-помалу после
призвания князей варяжских; если сельчане считали себя младшимиотносительно горожан, то легко понять, в какой степени признавали они себя зависимыми от последних, какое значение имел для них старшина городской.
Установление наряда, нарушенного усобицами родов, было главною, единственною целью
призвания князей, на неё летописец прямо и ясно указывает, не упоминая ни о каких других побуждениях, и это указание летописца совершенно согласно со всеми обстоятельствами, так что мы не имеем никакого права делать свои предположения.
Дело с
призванием князя обстояло гораздо сложнее, чем думали.
Это тем более правдоподобно, что варяги ещё до
призвания князей брали дань не только с чуди и славян, но и с мери, которая, следовательно, давно уже была знакома с варягами41.
Эверс начал свой очерк древнейшего права с факта
призвания князей.
Главные города разных племён приблизительно около эпохи
призвания князей начали соединяться в один общерусский союз.
Если к этому добавить, что предание о
призвании князей находит аналогию в сказании о призвании англосаксов, то источник сведений о северных народах становится ясным: его надо искать в каком-либо северном памятнике.
Конкретные причины выборов порождали некоторую вариативность процедуры
призвания князя.
Они, в свою очередь, могут быть сгруппированы в несколько этапов, свойственных процессу
призвания князя.
Посольство – обычный этап
призвания князя на правление.
Если наша цель в том, чтобы раскрыть, в какой степени получали признание, приобретали определённость, прочность и силу начала права, то в этом отношении
призвание князей составляет событие первостепенной важности.
Но не одной потребностью внешнего наряда условливалось
призвание князя, как его изображает начальный летописец.
Костомаров пришёл к выводу, что «самая история
призвания князей есть не что иное, как басня».
Первый период – до
призвания князей рюрикова рода.