Правовая социализация личности начинается с момента рождения человека и напрямую зависит от воспитания.
Составной частью процесса социализации является
правовая социализация.
Правовая социализация неотделима от личного и общественного правосознания.
На наш взгляд, данное определение следует дополнить тем, что упорядочение отношений происходит не только между человеком и природой, но и между человеком и отдельными индивидами, социальными группами и государственно-правовыми образованиями, а также сделать акцент на том, что система способов и средств упорядочения отношений вырабатывается и передаётся в процессе
правовой социализации личности.
Согласно осознанию правовых норм складывается модель общественного (социального) поведения, т. е. происходит
правовая социализация – регулирование поведения группы лиц или индивида соответственно существующим в социуме законам.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: забивала — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Данная работа имеет своими целями показать природу и значение фактора времени как объекта российского законодательства и элемента
правовой социализации граждан; уточнить правовые аспекты свойств времени, взаимосвязь и проявление их как атрибутов в структуре российского законодательства; провести анализ правотворческой и правоприменительной практики, выявить тенденции её развития через призму реального практического освоения времени; определить через установление возможностей правового времени гарантии защиты и обеспечения прав и свобод личности; изучить темпоральный аспект юридических норм на различных этапах исторического развития; выявить, как использование временных свойств правовых установлений влияет на качество и уровень законности, гуманизма, справедливости в российском обществе; выработать предложения по совершенствованию российского законодательства и усилению эффективности правоприменительной и интерпретационной практики при использовании временных факторов.
Индивид с высоким уровнем
правовой социализации (т. е. живущий согласно нормам общества) должен знать законы; понимать необходимость правомерного поведения; желать и уметь использовать правомерное поведение; постоянно соблюдать правовые нормы; не подпадать под влияние криминогенных соблазнов.
Важную роль в становлении правового сознания и правового поведения выполняет
правовая социализация личности – процесс интернализации, освоения личностью стандартов нормативного, правомерного поведения; процесс выработки у человека представлений о своей социальной роли и месте в обществе.
Правовая социализация осуществляется в русле общей социализации, но имеет свои специфические особенности.
Выделяют три вида
правовой социализации – социализацию посредством научения, социализацию путём передачи опыта и символическую социализацию.
Поэтому субъект права постоянно воспроизводится в процессе
правовой социализации человека.
Отечественные исследователи особое внимание обращают на изучение различных аспектов формирования российской модели
правовой социализации человека.
Эволюция теории
правовой социализации прошла несколько этапов.
Исследование проблем
правовой социализации генетически связано с вопросами нравственного воспитания и психосоциальной эволюции личности.
Всё чаще вопросы
правовой социализации рассматриваются в связи с конкретной проблематикой.
Современные российские исследователи уделяют значительно внимание проблемам теории и практики
правовой социализации человека.
Уже не одно десятилетие процессы
правовой социализации находятся под пристальным вниманием отечественных и зарубежных учёных.
Хотя само понятие «социализация» введено в научный оборот в конце XIX в, лишь только в 60-е годы XX в. исследователи обратили пристальное внимание на проблематику
правовой социализации.
Основные положения монографического исследования могут служить теоретико-методологической базой для дальнейшей разработки научных проблем, связанных с поиском ответов на вопросы о выборе технологий правового воспитания и обучения человека, специфике
правовой социализации и социальной адаптации молодёжи, формировании правосознания и правовой культуры российских граждан.
Основная идея данного подхода заключается в том, что
правовая социализация проходит при взаимодействии человека с окружающей средой, которая и определяет набор ценностно-смысловых ориентиров правовой деятельности.
Компаративный анализ национальных моделей
правовой социализации позволил уточнить роль человеческого естества (биологической составляющей) и общественного воспитания (социальной составляющей) в достижении её цели: ответственного соблюдения норм общественного поведения, основывающихся на фундаментальных принципах этики и права.
Как известно, обязательным компонентом механизма
правовой социализации являются эталоны-образцы правового поведения, которые демонстрируют влиятельные лидеры, входящие в элиту общества.
Что выступает всё-таки в качестве доминанты
правовой социализации человека: внутренние когнитивные процессы его правосознания или противоречия внешней общественно-правовой среды?
Исследователи стали уже рассматривать
правовую социализацию как отдельный процесс общей социализации, протекание которого зависит не только от психосоциальных факторов, но и от этических паттерн, доминирующих в общественном сознании.
Анализом проблемы
правовой социализации стали активно заниматься не только зарубежные учёные, но и российские правоведы, социологи, педагоги и социальные психологи, сумевшие избавиться от квазимарксистской социогуманитарной парадигмы, но так и не создавшие внятной методологии исследования.
Отличающийся конфликтностью, подростковый период является ключевым для ранней
правовой социализации ребёнка.
При этом правовое воспитание рассматривается нами как часть
правовой социализации членов общества, носящее сознательный и целенаправленный характер.
Она посвящена решению актуальных проблем
правовой социализации современного человека в контексте новых реалий его правовой жизни, тех трансформационных (как позитивных, так и негативных) общественно-правовых процессов, которые происходят в нашей стране и мире.
Фундаментальным положением этой теории является тезис о том, что успех
правовой социализации находится в прямой зависимости от уровня зрелости правового мышления, имеющего в качестве основания когнитивные структуры, которые проходят три основных этапа своей эволюции.
Она пришла к выводу, что
правовая социализация предполагает не только наличие соответствующего жизненного опыта человека, но и интерактивный процесс отображения континуума его правовых миров во множестве правил, которые ему необходимо соблюдать в своей общественной деятельности.
Изучение опыта
правовой социализации позволяет разграничить процесс формирования правовой идентичности личности, идущей на протяжении всей её жизни, от культурных контекстов (национальных, религиозных, профессиональных и т. д.) с целью найти истоки правовых составляющих жизнедеятельности как частных лиц, так и социальных институтов.
Использование кросс-культурного и междисциплинарного подхода было вызвано острыми научными дискуссиями по вопросу о необходимости усиления репрессивности закона как средства
правовой социализации.
Она сделала вывод о том, что имея одни и те же истоки,
правовая социализация перекрывает и дублирует сферы политической и моральной социализации, но отличается от своих дубликатов контекстом погружения субъекта в определённую область социальной жизни (например, это может быть судебное присутствие или законодательное собрание), агентами (в этом качестве могут выступить судья, полицейский или какой-либо другой представитель закона) и объектом (правосознание и правовая культура личности).
Она сумела приспособить различные научные психолого-правовые подходы и концептуализировать
правовую социализацию.
Во-первых, одной из важнейших составляющих
правовой социализации человека был признан процесс интернализации доминирующих в сообществе правил, норм, социальных конвенций и морально-этических установок.
В-четвёртых, необходимо разрабатывать такие программы
правовой социализации, которые можно непосредственно использовать в учебных аудиториях, залах судебных заседаний и тюремных блоках.
Эти и другие аспекты исследования представляют несомненный интерес для осмысления диалектики
правовой социализации.
Один из основных выводов, который был сделан в статье, заключается в том, что есть все основания для того, чтобы прогрессивная модель
правовой социализации укрепилась в восточно-европейских странах и смогла стать важным фактором их демократического развития.
Можно утверждать, что в 90-е годы теория
правовой социализации окончательно утвердилась как самостоятельное научное направление со своим кругом решаемых исследовательских задач и вполне устоявшимися методологическими подходами.
Таким образом, в эволюции теории
правовой социализации можно выделить четыре основных этапа.
Современный этап исследований процесса
правовой социализации характеризуется наличием множества подходов, широтой и дифференцированностью анализа общих и частных проблем.
Должны ли национальные модели
правовой социализации стремиться к идеалам унификации и универсальности под воздействием всё более набирающей силу глобализации?
Эти и другие, производные от них аспекты исследования крайне важны для осмысления природы
правовой социализации российских граждан.
Наконец, функция
правовой социализации связана преимущественно с ролью социально-правового знания в социализации личности, социальных групп и общества в целом.
Обретение правовой идентичности (фактических умений своими действиями быть субъектом права) есть содержание
правовой социализации личности.
При этом парадокс
правовой социализации состоит в том, что она, с одной стороны, фиксирует определённое юридическое качество или состояние, а, с другой стороны, находится в состоянии постоянного «перевоспроизводства».
Процесс
правовой социализации, как и социализации как таковой, противоречив, можно сказать диалогичен.
Необходимо отметить, что хотя в 60—70-е годы советские учёные находились за «железным занавесом» и в их методологии преобладал упрощённый партийно-классовый подход, обусловленный характерной для того времени чрезмерной идеологизацией и политизацией, тем не менее, ими был создан ряд направлений изучения проблем правового воспитания, которые и поныне не утратили своей научной значимости в контексте исследования вопросов
правовой социализации.
Проблемам теории и практики
правовой социализации, включая вопросы об особенностях её национальных моделей, посвящены труды X.
Во многом благодаря усилиям американских и западноевропейских учёных происходит зарождение теории
правовой социализации.