Основное внимание при этом будет уделяться рассмотрению процесса
политической модернизации, который привёл к возникновению демократии, и факторов, стимулировавших его.
Необходимость наполнения национальной политики новым содержанием, соответствующим задачам
политической модернизации российского общества, значительно повышает практическую и теоретическую актуальность исследований современных этнополитических процессов.
Политическая модернизация предполагает утверждение внешнего суверенитета нации-государства в отношении транснациональных влияний и внутреннего суверенитета национального правительства в отношении местных и региональных властей.
Данные положения нашли отражение в теориях
политической модернизации, в рамках которых рассматриваются инновационные факторы развития регионов, закономерности функционирования «центров роста», а также взаимосвязь между фактором удалённости периферийных регионов от мировых центров развития и степенью их отсталости и превращения в ресурсную базу для передовых регионов.
И так же как в предыдущие века, проблема
политической модернизации вновь стала не только одной из самых актуальных, но и самых сложных.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: глубомер — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
При таком подходе ключевые аспекты
политической модернизации можно в первом приближении сгруппировать в три широкие категории.
Во-первых,
политическая модернизация связана с рационализацией авторитета, заменой большого числа традиционных, религиозных, родовых, этнических политических авторитетов единым светским, национальным политическим авторитетом.
Поэтому следует учитывать, что поиск путей
политической модернизации восточных стран непременно связан с сохранением их культурной самобытности и самоидентификации.
Мы приглашаем авторов участвовать в подготовке материалов для последующих номеров журнала, которые будут посвящены состоянию политической социологии (№ 3, 2011 г.), региональному измерению политических процессов (№ 4, 2011 г.), современной российской политике (№ 1, 2012 г.), идеям
политической модернизации в теории и политической практике (№ 2, 2012 г.).
Главным механизмом
политической модернизации признавались экономический рост и внедрение политических институтов западного типа.
Лишь понимание
политической модернизации как мобилизации и политической активности населения оказалось широко приложимым к «развивающемуся» миру.
Однако при общей характеристике результатов
политической модернизации страны, как правило, выделяют ряд факторов, которые негативным образом сказываются на протекающих социально-политических процессах и ставят под сомнение указанные достижения.
Полагаю, проблема баланса в вопросах лоббизма, как и во многих других вопросах, крайне затруднительна вне контекста
политической модернизации и реального обеспечения верховенства права.
Ещё многообразнее ряд определений, которые давали
политической модернизации исследователи.
Это объяснение, однако, может само по себе являться лишь рационализацией, основанной на совпадении некоторого числа признаков; в самом деле, «Протоколы» содержат ряд пассажей относительно финансовой, промышленной и
политической модернизации государств старой христианской цивилизации и клеймят эту модернизацию, сводя её к одному из выражений осуществляемого еврейского плана мирового господства.
Многие придавали большое значение промышленному перевороту, однако, предлагая иные методы
политической модернизации, подчёркивали, что внедрение машин в производство создало совершенно новое общество и подготовило условия перехода к строю коммун (ассоциаций), преобразования экономических отношений с целью уничтожения социальных противоречий и установления имущественного равенства (требование равенства переставало ограничиваться областью политических прав).
Но без соответствующей идеологии, в данном случае – демократически ориентированного русского национализма ничего этого не получится и политические реформы,
политическая модернизация опять сорвутся и / или будут симулироваться.
Государство и его институты: гримасы
политической модернизации (последняя четверть XIX – начало XX вв.).
Дальнейшая правовая и
политическая модернизации происходила в рамках советского строительства.
Поэтому роль муниципальной службы в ходе
политической модернизации повышается и приобретает политическое значение.
Картина меняющихся потребностей общества в связи с урбанизацией, усложнением структуры поселений человека, технологическими революциями в материальном производстве,
политической модернизацией социума, международных связей внутри современного рынка даёт нам объяснение тех изменений в феномене рекламы и связей с общественностью, которые мы можем наблюдать, воссоздавая исторический контекст развития социальных коммуникаций.
В результате в диалектике российского общества проявляются социально-политические императивы, трудности осуществления
политической модернизации, которая коренится в слабости внутренних импульсов развития в рамках мобилизационной модели социально-политических изменений, когда ставится задача, к которой население не готово, не готова и власть на разных уровнях.
Опыт этой модернизации интересен и поучителен тем, что фактически впервые в отечественной истории в
политической модернизации участвовали широкие народные массы как субъект политики.
Преследованию со стороны большевиков подверглись, главным образом, представители правоэсеровской партии, засветившиеся, если так можно выразиться, на почве
политической модернизации общесибирского областнического движения.
Вместе с тем регионы, которые испытывают давление своего геополитического положения, во избежание потери территориальной автономии должны осуществить коренную функциональную трансформацию своих внутренних структур в процессе
политической модернизации.
Граждане должны понимать цели и задачи
политической модернизации, как равно и цели и задачи общего стратегического внутриполитического курса.
Во-вторых,
политическая модернизация предполагает дифференциацию новых политических функций и развитие специализированных структур для выполнения этих функций.
Но хотя в книге «Политический порядок в меняющихся обществах» рассматривается проблема
политической модернизации в третьем мире, было бы ошибкой считать, что её автора интересовали только трудности развивающихся стран и просчёты американской «политики развития» в отношении этих стран.
Наиболее фундаментальным аспектом
политической модернизации, следовательно, является повсеместное участие социальных групп в политике за пределами уровня села или малого города и развитие новых политических институтов, таких, как политические партии, призванных организовать такое участие.
В-третьих,
политическая модернизация связана со всё большим участием в политике самых различных общественных групп.
При всех альтернативах понимания механизмов
политической модернизации – с акцентом на последовательную либерализацию политической системы или с ориентацией на резкую «шоковую» либерализацию, распад прежней политической системы и внедрение новых демократических институтов любой ценой («конкретная модель») – становится ясно, что важной задачей модернизации является формирование политической и дипломатической элиты, опирающейся на поддержку общества, способной обосновывать и проводить через переговорный процесс реформы, выстраивать инструментальные стратегии, обеспечивать экономический рост и демократические преобразования, своевременное разрешение возникающих социальных напряжённостей и конфликтов как на международном, так и на локальном уровне.