Но с другой – это стремление понять, уточнить путь, по которому сам 
познающий человек должен двигаться к вечной райской жизни.        
    
        Процесс познания предполагает наличие двух сторон: объекта познания, которым могут выступать окружающий нас мир, сам человек, его жизнь, его внутренний мир, то есть то, на что направлено познание, и субъекта познания, в качестве которого выступает 
познающий человек, а в общем плане – и всё человечество.        
    
        Познающий человек отождествляет себя с субъектом, обладающим волей, он может познать себя как субъект желающий, «хотящий».        
     
            
        Во «внутреннем слышаньи» (яснослышаньи) человек открывает для себя мир духовных сущностей; в «интуитивном озарении» отношение 
познающего человека к этому миру становится более тесным.        
    
        Можем ли мы, например, дать удовлетворительную характеристику познания исходя только из субъективных свойств 
познающего человека?        
    
    
    
        
             Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
            Карту слов. Я отлично
            умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
            Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
            Карту слов. Я отлично
            умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
        
        
            
                    
                    
                        Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
                     
                    
                        Вопрос: запарочный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?                    
 
         
     
                                
        Познающий человек творится природой и историей, а познаваемый человек творит природу и историю.        
     
            
        Как 
познающий человек остаётся привязанным к сенсорному восприятию, так и желающий, действующий человек привязан к этому состоянию.        
    
        Но эти законы, с одной стороны, суть объективные мысли, объективные потому, что они – не произвольное произведение 
познающего человека, но мысли, действительно пребывающие в действительном мире; они не выдуманы человеком, но найдены им в действительно существующих фактах; с другой же стороны, они – субъективные мысли, потому что в противном случае человек, познающий субъективный дух, не мог бы понимать и усвоивать их; понять предмет – значит найти в нём самого себя, определение своего собственного духа, и если б закон, найденный мною в действительности, был только объективною, но не субъективною мыслью, тогда бы остался он недоступным для моего разумения; поэтому единичный факт, оставаясь только единичным, не может быть предметом моего познавания, не может быть проникнут мною; как единичный он всегда останется чуждым и внешним для меня предметом, и если я хочу уничтожить эту внешность, если я хочу найти себя в нём и понять его, то я должен отыскать в нём всеобщее, мысль, которая была бы, с одной стороны, объективною мыслию, мыслию, действительно пребывающею в нём, с другой же стороны, субъективною мыслию, определением моего собственного духа.        
    
        Понять, осмыслить и взять на вооружение принципы моральной философии непросто, здесь нужна интеллектуально-познавательная готовность 
познающего человека.        
    
        То, что оно держится только на субъективном разуме 
познающего человека, было молчаливой предпосылкой скептицизма.