Именно с этого момента начинается составление новгородских
писцовых книг, первых русских земельных кадастров, содержащих сведения для целей податного обложения.
Таковы данные шведских
писцовых книг, выделивших три группы местных крестьян.
Писцовые книги являются прекрасным историко-статистическим материалом, в том числе и по церковному состоянию погостов.
Прежде всего надо заметить, что по материалам дозорных книг вырисовывается интересная картина административно-территориального деления (по материалам русских
писцовых книг такого разделения не отмечается).
Т. 1: Новгородские
писцовые книги 1490-х гг. и отписные и оброчные книги пригородных пожен новгородского дворца 1530-х гг. – 1999. – 428с.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: матрилинейный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Это была краткая запись в
писцовой книге московского острога.
Введение режима заповедных лет позволило начать составление
писцовых книг (т.е. провести перепись населения, создавшую условия для прикрепления крестьян к месту их жительства и их возвращения в случае бегства и дальнейшей поимки старым хозяевам).
Вчитываясь в подворные записи
писцовой книги, удаётся проникнуть в родственные отношения жителей дворов.
Привлекают внимание варианты, которые проявляются сквозь призму сведений
писцовой книги.
Однако методы работы автора с материалами
писцовых книг служили образцом и руководством для данного исследования.
В сохранившихся
писцовых книгах и иных документальных источниках XVI века, составленных до 1586 года, нет сведений о существовании здесь постоянных поселений – городов, сел, деревень.
Писцовые книги свидетельствуют, что в конце XV – начале XVI столетия здесь стояло несколько десятков мелких деревень.
Источники XVII в.
писцовые книги дают прекрасное представление о том, сколько и где было в это время храмов, кто в них служил и в каких хозяйственных взаимоотношениях священнослужители находились с окружающими их людьми, к этому же периоду относятся челобитные настоятелей монастырей на имя государей, грамоты, выдаваемые монастырям на владение землёй, различные межевые соглашения и хозяйственные документы монастырей.
Псковичи жаловались, что воевода берёт в лавках насильно товары, заставляет ремесленников на себя работать, у служилых людей удерживает жалованье; его сыновья оскорбляют псковских женщин; воеводские писцы неправильно составили
писцовые книги, так что посадским тяжелее, чем крестьянам.
Поэтому в середине XVI в. начались поземельная перепись и составление новых
писцовых книг.
Позднее на её основе были составлены
писцовые книги, по которым уже платились государственные налоги тягло.
Но таковыми в основном были не сами помещики, а оружные смерды, поднятые в поход вместе с барином согласно требованиям
писцовых книг.
Писцовые книги перечисляют, какие села, деревни, починки и выставки входили в приход каждой из них.
Большим двором в
писцовых книгах назывались помещичьи усадьбы.
В перспективе король планировал утвердить регулярный выход
писцовых книг с описью земельных держаний по королевству, дабы отслеживать ситуацию.
Дворы их поставлены в
писцовых книгах наряду с дворами пастухов, которые тоже считались последними людьми в городе.
Из источников XVII в. для исследования данного вопроса привлекались
писцовая книга 1626-28 гг.
Всё имущество и доходы населения фиксировались в специальных
писцовых книгах.
Смотришь в
писцовой книге человека записывали по имени и приписывали его профессию – кузнец, калашник, масленик, ткач.
На предмет сей были составлены особые
писцовые книги, в коих означалися все угодья, сверх владения землей, и с оных налагалась известная подать.
Из
писцовых книг видно, что в 1629–1631 годах монастырь имел только одну деревянную церковь и шесть келий.
Деление земель на «чёрные» и «боярские» присутствовало в древнейших
писцовых книгах.
Писцовые книги подписывались писцами, владельцами земель, независимо от того, кто они были по рангу: бояре, помещики или ясачные крестьяне, а также присутствовавшими при межевании в качестве понятых, и скреплялись дьяками.
Род наш по
писцовым книгам можно было проследить вплоть до 1722 года.
Пусть из
писцовых книг вычеркнет, а я и тягло государево, и ямское, и пожилое в полной мере платить готов.
В проезжей потолковал с устюжскими купцами, в таможенной избе полистал
писцовые книги и для верности перерыл пару сундуков.
– По
писцовым книгам тысяча шестьсот тридцать седьмого года.
Скорее всего на первых порах им обнаруживается лишь то, что лежит на поверхности происходящего: недостаточное вооружение, дурные лошади многих служилых людей, которые обязаны являться на службу конно, людно и оружно, как обозначено в
писцовых книгах дотошными дьяками, крест на то целовали, а вот подишь ты, являются чёрт знает в чём и на чём.
Они выпрашивают у него на первый взгляд скромное право лишь вносить в
писцовые книги имена должников, отлично зная по опыту, что написанное пером не вырубишь топором и что запись сама по себе уже прикрепляет должника к владельцу земли.
В
писцовых книгах значится, что вы последние пять лет оброк на семьдесят четей платили.
Говоря об этих данях,
писцовые книги всегда прибавляли – «а се по старине», и, руководствуясь этим старинным правом, в начале XVI века, за пятьдесят лет до появления кабаков, жила вся русская земля.
Первые известные нам новгородские
писцовые книги (они представляли собой что-то среднее между переписью населения и налоговой ведомостью) датируются 1500 годом.
Для приведения в известность населения, имуществ посылались чиновники, называемые «писцами»: они составляли
писцовые книги, в которые записывали по именам жителей, их хозяйства, размер обрабатываемой земли и получаемые доходы.
Это зафиксировали новые
писцовые книги, которые начали составлять в это время.