Правовая социализация неотделима от личного и
общественного правосознания.
Однако и эти законодательные определения принципов едва ли можно признать полностью соответствующими содержанию как основополагающих идей
общественного правосознания, так и предмета уголовного права: общественным отношениям, составляющим предмет уголовно-правовой охраны; общественно опасному поведению – социальному субстрату уголовного права; регулятивным и охранительным уголовно-правовым отношениям, уголовно-правовым отношениям ответственности.
Точное отражение социально-экономических реалий российского общества в содержании уголовного законодательства возможно лишь через призму
общественного правосознания.
Конституционализм может навязываться силой государственной машины (что и наблюдалось в новейший период отечественной истории), а может стать вполне осознанной необходимостью большинства людей, если конституционная норма соответствует уровню
общественного правосознания.
Но из этого не следует, что ими можно пренебрегать в этой области; наоборот, из этого следует нечто совершенно иное – именно необходимость путём особых воспитательных средств укрепить их и прочно привить
общественному правосознанию.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: косторезный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Между тем указанную роль
общественное правосознание способно выполнять прежде всего потому, что вмещает в себя такие общечеловеческие идеи разумного устройства права, как справедливость и равенство, гуманизм и законность.
Правосознание как показатель развития включает в себя
общественное правосознание (правовые явления, характерные для всего социума), групповое правосознание (правовые явления отдельных социальных групп и классов), индивидуальное правосознание (восприятие личностью норм применяемого права), которое разветвляется на элементарный уровень (согласование конкретного поведения с нормами правового поведения) и высший уровень (взгляды на правовую систему в целом).
Объяснить это можно многовековым традиционным законопослушанием граждан и довольно высоким уровнем
общественного правосознания.
Существующие в настоящее время немногочисленные частные (негосударственные) учреждения-несобственники (главным образом в сфере образования) представляют собой прямую «кальку» с модели юридической личности государственных учреждений, а их сохранение определяется консервацией в
общественном правосознании некоторых политико-экономических стереотипов и представлений перестроечного времени, прежде всего юридически бессмысленного лозунга «равенства всех форм собственности».
Позиции самодержавия сильны в
общественном правосознании, методы и приёмы самодержавного правления до сих пор на вооружении у государства, а общество только в самом начале длительного пути к осознанию своей гражданственности.
Таким образом, уместен вывод, что коррупция для населения – типичное явление, и одна из причин состоит в том, что в
общественном правосознании искажено понимание роли, которая отведена праву.
Общественное правосознание в этатистских культурах до сих пор видит в воле носителя суверенной власти основание действительности права.
Наметившийся кризис
общественного правосознания – первый признак деградации правопорядка, первая ласточка будущего разрушения государства.
По мнению авторов, во многом негативные последствия названных процессов были предопределены не столько несовершенством механизмов, при помощи которых эти процессы инициировались и управлялись, сколько «неразвитостью» (с точки зрения соответствия социальному времени)
общественного правосознания.
Общественное правосознание – это исторически сложившаяся на основе общности культурно-национальных особенностей развития система правовых идей, взглядов, теорий, чувств, эмоций, настроений и переживаний, характерных для данного общества в целом, своеобразный симбиоз воззрений и оценок права, свойственных определённому народу, сформировавшихся во временных и государственных границах его конкретной истории.
Их можно назвать также документированными фактами
общественного правосознания и выражения государственной воли.
Юридические нормы поведения, которые личность признает для себя обязательными потому, что их исполнения требует
общественное правосознание(в виде законов, обычаев и т. п.), составляют положительное право.
Итак, каждый государственно-организованный народ имеет своё социально неповторимое
общественное правосознание.
За прошедшие семь лет в
общественном правосознании стали доминировать новые представления о праве, произошёл отход от репрессивного понимания закона, изменилась система правовых ценностей и жизненные стратегии людей.
Роль казахстанской адвокатуры в повышении уровня
общественного правосознания сложно переоценить, однако трудов представителей этой профессии на полках книжных магазинов и в библиотеках страны найти практически невозможно.
В свою очередь, это способствовало падению уровня
общественного правосознания и формированию правового нигилизма.
Это явление дестабилизирует все сферы общественной жизни: видоизменяет правовые и этические отношения, деформирует
общественное правосознание и мораль.
– Во взаимодействии компонентов, связанных с выражением
общественного правосознания, в ассимилируемой системе от лица государственных органов и учреждений либо с их молчаливого согласия прямо или косвенно проводится пропагандистская работа или правовое воспитание, обусловленное правовыми и социокультурными ценностями ассимилирующего государства.
Поэтому вопрос о справедливости права, его нравственной обоснованности, соответствии
общественному правосознанию, как и вопрос о его реальном действии в обществе, – исключался сторонниками правового этатизма из предмета юридической науки или признавался несущественным.
Понимание права как объективной реальности, в одинаковой степени неизбежной для простых граждан и представителей политической элиты, непривычно и тем и другим и оттого медленно и неуверенно проникает в индивидуальное, групповое и
общественное правосознание.
По нашему мнению, при малокритичном заимствовании идей «правового государства», охватившем специалистов, а более того неспециалистов, дилетантов, в последние два десятка лет прошлого столетия имело место следующее упущение: не учитывались, во-первых, проблемы согласования в значительной мере пришлых, взращённых совсем на другой почве идей относительно уголовного судопроизводства с коренными российскими, во-вторых, согласованность идей-пришельцев с
общественным правосознанием, в том числе и с профессиональным.
Оно представляет собой своеобразный идейно- психологический «срез» индивидуального и
общественного правосознания в коллективной жизнедеятельности людей.
Г.Ф. Шершеневич признавал наличие
общественного правосознания в виде «типического индивидуального сознания».
Общественное правосознание меняется в процессе развития общества, одна экономическо-общественная формация сменяет другую, в процессе этой смены меняется и общественное правосознание, появляются новые идеи, отмирают старые, всё это объективный процесс развития общества.
С точки зрения времени, это спор о том, возможно ли одновременное существование индивидуального и
общественного правосознания в государстве.
– Взаимодействие компонентов, связанных с выражением
общественного правосознания, в интегрирующихся системах в идеале должно сопрягаться с наличием конвергентного правосознания интегрирующихся обществ, характеризующегося высокой правовой культурой, с одной стороны, общей ориентированностью на общение с внешним миром и до определённой степени готовностью к естественной ассимиляции в плане социокультурного взаимодействия.
Причём, это касается не только
общественного правосознания, которое в тот или иной момент могло быть политизированным, морализованным, религиозным и т. п., но и правосознания конкретной личности.
Общественное правосознание оказалось вытесненным общественным криминальным сознанием.
Одни авторы ограничивали эти цели общим и частным предупреждением преступлений, другие – дополнительно называли исправление и перевоспитание осуждённого, и, наконец, третьи ставили перед наказанием ещё одну цель – удовлетворение
общественного правосознания (при характеристике данной цели чаще используется иная терминология: кара, заглаживание нематериального ущерба, восстановление справедливости и пр.).