Деятельность петрашевцев сводилась не только к стремлению ознакомить с агитационной литературой 
образованный класс, предпринимались попытки агитационной работы и среди необразованной массы населения.        
    
        Ещё и по сей день это воззрение является господствующим в обширном кругу 
образованных классов, а в последнее время также и среди масс, пробудившихся к размышлению о своём положении.        
    
        Надеемся, что она даст пищу для размышлений широкому кругу читателей, интересующихся политикой и ролью 
образованного класса в ней.        
    
        И духовенство практически было единственным 
образованным классом – в значительной степени именно оно определяло формы мышления.        
    
        Русские 
образованные классы очутились как бы в положении «не помнящих родства», а интеллигенция сделалась инородным и агрессивным «наростом» на русской нации.        
    
    
    
        
             Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
            Карту слов. Я отлично
            умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
            Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
            Карту слов. Я отлично
            умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
        
        
            
                    
                    
                        Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
                     
                    
                        Вопрос: нагрызаться — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?                    
 
         
     
                                
        Изучение простонародья может повести, конечно, к этой цели, ибо едва ли не более чисто народных черт сохранилось там, нежели в 
образованном классе общества; но изображение простонародья, особенно понятого поверхностным образом, как это видно в большей части наших современных народных писателей, не может прямо оставить этих искомых идеалов.        
    
        Написанная в 20-х годах прошлого века (первое издание вышло в 1927, второе – в 1946 году), эта книга стала вехой в развитии самосознания европейского 
образованного класса и в осмыслении им своего места и роли в политике.        
    
        Самые почитаемые писания, вроде «Бхагавад-Гиты», впадали в забвение – и не среди простых людей и священнослужителей, а среди передовых 
образованных классов, подпавших под западное влияние.        
    
        Неограниченное самодержавие было возможно при крепостном праве и 130 тысячах «даровых полицмейстеров»; оно могло сохраняться в переходное время, когда крестьяне ещё ощущали себя особым низшим сословием, а на 
образованный класс смотрели как на господ.        
    
        Первый тип, характерный для западнической идеологии, подразумевает, что крестьянское население страны настолько бессознательно, невежественно и отстало, что любые попытки 
образованных классов образовывать его обречены на провал и бессмысленны.        
    
        Второй тип, характерный для славянофильства и русофильства, напротив, воспринимает «народ» не только не отсталым, но и дающим фору 
образованным классам, так как он не испорчен наносными западными идеями.        
    
        А мы, говорит она, не монстры, мы представители 
образованного класса.        
    
        Знание классических произведений отличало 
образованный класс от остального населения.        
    
        В другие периоды истории 
образованные классы, так же как и народные массы, верили в идеал универсального мирового государства, хотя технически и географически этот идеал оставался недостижим.        
    
        Лишь в начале XIX века началось сотрудничество и слияние 
образованного класса и знати.        
    
        Да, предательство элит произошло на фоне западнобесия советско-российского 
образованного класса.        
    
        Извращённые усилия 
образованного класса тратились на сочинение ругательных книг, охотно читавшихся неразборчивой публикой.        
    
        Раздражение и недовольство менее 
образованных классов смешаны со страхом.        
    
        За рамками узкого круга элиты практически отсутствует 
образованный класс.        
    
        Среди чиновников и 
образованных классов господствовало мнение, что прусская монархия достигла высшей степени совершенства и не требует улучшения53.        
    
        Несмотря на это, древнеславянский текст по одной своей давности делался чем-то священным и неприкосновенным не только в глазах народа, но даже для высшего 
образованного класса.        
    
        Но российский 
образованный класс погиб или покинул страну.        
    
        Мы не будем останавливаться здесь на его «Божественной комедии»; отметим лишь важное значение того обстоятельства, что она написана на итальянском языке, а не на латинском, считавшимся исключительным языком 
образованного класса.        
    
        Опираясь на европейский опыт (особенно скандинавских стран), он последовательно проводил мысль, что школа должна содействовать не дифференциации общественных слоёв вследствие получения ими различного по объёму и качеству образования, а, напротив, их сближению и расширению среднего 
образованного класса.        
    
        Разумеется, оно едва ли убедит тех, кто верит в возможность волшебства; но оно будет полезно для тех, кто хотя и отказывается верить этим таинственным историям, но в то же время, постоянно слыша о них, не знает определённо, чему в них можно верить и как к ним следует относиться, а в таком положении до сих пор находится большинство 
образованного класса.        
    
        Признаюсь, я лично никогда недолюбливал той французомании, которой одержимы очень многие русские из так называемого 
образованного класса.        
    
        Собственно, их, мегапредателей, сознание – это и есть типичное сознание советского 
образованного класса; просто они оказались поэнергичнее обычного интеллигента: интеллигент лишь разговоры разговаривал, а они – действовали.        
    
        Другие же утверждают, что в среде 
образованных классов общества душевное возбуждение зашло уже слишком далеко и что можно было бы достигнуть большей меры удовольствия, если бы больше времени посвящалось удовлетворению животных отправлений.        
    
        Это лучше всего проявилось в движении декабристов, увлёкшем весь цвет нашего немногочисленного европейски 
образованного класса.        
    
        Надо, однако же, согласиться, что это сумасшествие, если только здесь есть сумасшествие, имеет странный характер, а именно что оно поражает преимущественно 
образованный класс людей, между которыми спиритизм насчитывает в настоящее время большую часть своих последователей.        
    
        Во всяком случае, русский роман, начатый г. Загоскиным, в произведениях г. Лажечникова сделал большой шаг вперёд, – и если романы г. Загоскина проще, наивнее и легче романов г. Лажечникова, зато романы последнего далеко выше по мысли и вообще гораздо удовлетворительнее для 
образованного класса читателей.        
    
        В связке идёт потеря профессии и социального статуса, что особенно сильно бьёт по наиболее 
образованному классу.        
    
        Полностью европеизированным 
образованным классам фактически пришлось учитьсябыть русскими, что они и делали, преимущественно через литературу и искусство [Figes 2002: xxx–xxxi].        
    
        Русские 
образованные классы очутились как бы в положении «не помнящих родства», а интеллигенция сделалась «наростом» на русской нации.        
    
        Междоусобные войны возбудили энергию и изощрили способности 
образованных классов.        
    
        Последняя фраза в донесении комиссара означает: 
образованные классы поворачиваются спиною к революции.        
    
        Чтобы раз навсегда ясно определить предмет нашей речи, мы должны сказать, что под общественным подпольем мы разумеем именно подполье нашей интеллигенции, наносный слой, созданный у нас пролетариатом полуобразованности и вербующий свой контингент среди осадков 
образованных классов.        
    
        Восстание народных масс против 
образованных классов означало крах европейского проекта национального, «органического» государства, что лишало легитимности связанный с этим проектом «западнический» дискурс5.        
    
        Это было даже не одной катастрофой, а целой серией катастроф: сначала в гражданскую войну и террор был уничтожен 
образованный класс (как движущая, активная сложившаяся сила общества) – в большой части и как конкретные люди.        
    
        Это зависело, с одной стороны, от того, что многие известные церковные ораторы вовсе не касались тех вопросов, которых необходимо теперь коснуться с церковной кафедры в виду назревшей и определившейся потребности в решении их в наше время, значительно отличающееся по своим особенностям религиозно-нравственной и церковно-практической жизни от времени предшествующего: с другой – это произошло и оттого, что при изложении с церковной кафедры нравственных, догматических или церковно-общественных предметов некоторые знаменитые церковные ораторы, имея в виду 
образованный класс слушателей, говорили весьма часто пред ними языком отвлечённым, строго научным, и притом довольно устаревшим для нашего времени, который почти недоступен пониманию простых современных слушателей, “младенцев по вере” и требующих для себя не твёрдой пищи веры, но словесного млека, которое было бы доступно и для самых неподготовленных слушателей, не только по содержанию, но и по способу изложения мыслей.        
    
        Конечно, всё это было достигнуто самыми современными средствами пропаганды и умело организованной системой влияния на людей, действовавшей даже на уровне семей и самых небольших предприятий; к этому следует добавить вызывавший отвращение у 
образованных классов поиск врагов, перечень которых варьировался в зависимости от социальной среды и профессиональной принадлежности аудитории.        
    
        Один «спасается от горя», уходя в равнодушие к каторжникам и чувство нравственного превосходства, а другой только и мечтает быть принятым каторжниками за своего, найти среди них людей, чьё нравственное чувство превосходит нравственность 
образованного класса людей.        
    
        И в «Дневнике писателя» за 76 год он записывал, что, когда придёт желанный момент единения с народом, то народ и 
образованные классы должны будут встретиться на полпути и народ тоже должен будет признать то, что принесут с собой образованные люди, иначе лучше им и не встречаться.        
    
        – Весь 
образованный класс ходит теперь в таком же платье.        
    
        Видите ли, меня приводит в негодование отношение нашего дворянства и вообще 
образованного класса к мужикам, как к неполноценным людям, как к белым неграм.        
    
        У древнейшей арийской расы, у индусов, религия 
образованных классов, как бы пламенна она ни была, никогда не состояла в поклонении красоте форм и искусству, как у греков; поклонение, которое в позднейшие времена привело к антропоморфизму.