До этого правовое регулирование
налоговых отношений изучалось и преподавалось в рамках финансового права.
Здесь мы имеем дело с совокупностью регулирующих
налоговые отношения правовых норм, которые закрепляются в действующих на данный момент актах налогового законодательства и иных источниках налогового права.
Тем самым обеспечивается реализация контрольной функции государства в сфере
налоговых отношений.
Каждая из функций отражает определённую сторону
налоговых отношений, противостоящих друг другу как противоположность.
В соответствии с ним
налоговые отношения регламентируются нормами налогового законодательства, а неналоговые обязательные платежи – нормами других отраслей права.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: сизяк — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Налоговые отношения могут быть имущественными и организационными.
Из самой сути налогообложения, фискального характера налогового регулирования следует, что сердцевину
налоговых отношений составляют отношения имущественного характера.
Публично-правовая природа налогового регулирования имеет определяющее значение для характеристики субъектного состава
налоговых отношений.
Диспозитивные нормы устанавливают вариант поведения, предусматривая при этом определённую степень самостоятельности субъектов налогового права и позволяя им урегулировать
налоговые отношения по собственному усмотрению.
Круг лиц, на которых распространяются налоговые нормы, определяется, как правило, предметом и характером регулируемых
налоговых отношений.
Данные события имели большое влияние на дальнейшее развитие налогов и
налоговых отношений вообще.
Налоговое право не должно опираться на диспозитивный метод, однако в редких случаях используется договорной метод, а при регулировании отдельных
налоговых отношений применяются нормы гражданского законодательства.
Налоги и их функции отражают реальные базисные отношения, т. е. объективные закономерности движения
налоговых отношений.
Первые являются основными, вторые – вспомогательными, обеспечивающими возникновение, изменение или прекращение имущественных
налоговых отношений.
На обязанных участников
налоговых отношений (налогоплательщиков, плательщиков сборов, страховых взносов, налоговых агентов) направлено применение льгот и иных средств стимулирования.
Так, рассуждения о практическом применении теории игр в международных
налоговых отношениях обретают особую силу, когда нам описывают картину того, как небольшие развивающиеся страны в жёсткой конкурентной борьбе должны соперничать за иностранные инвестиции, бесконечно снижая степень налогообложения нерезидентов-инвесторов.
Понимание термина «налог» способствует правильному применению норм законодательства, даёт возможность определить объём полномочий субъектов
налоговых отношений, без чего невозможно правильно установить финансовую или иные виды ответственности налогоплательщика.
Он исходил из наличия предпосылок для построения автономной системы международного налогового права в качестве права публичного, охватывающего как межгосударственные
налоговые отношения, так и отношения по налогообложению иностранных налогоплательщиков.
Современные международные (трансграничные)
налоговые отношения характеризуются весьма сложной системой правового регулирования, сочетающей элементы национальной, наднациональной и международной регламентации, включающей кроме прочего инструменты мягкого права («soft law») и различные судебные доктрины.
Очевидно, что формированию концепций, предполагающих системный подход к вопросам международного налогообложения, предшествовали столетия регламентации трансграничных
налоговых отношений без должной детализации и необходимой их идентификации в числе других смежных юридических проблем.
Регулирование
налоговых отношений должно отвечать требованиям конституционного принципа равенства и в несколько ином аспекте – равенство предполагает закрепление в законе правовых гарантий возложения на равных субъектов налогообложения равного налогового бремени.
Однако в отличие от имущественных отношений, регулируемых гражданским законодательством, характеризуем равноправием их участников,
налоговым отношениям всегда свойственно равенство сторон и наличие соподчинения их участников, основанное на правовых предписаниях государства.
Задача регулятивной функции сводится прежде всего к нормированию
налоговых отношений, т. е. к правовому воздействию на участников налоговых правоотношений путём установления их прав и обязанностей и закрепления таковых в нормах налогового права.
Метод объективного налогового права, описывающий, с помощью каких правовых приёмов и средств регулируются
налоговые отношения, отличается от метода налогового права как науки, который показывает, с помощью каких приёмов исследуется предмет налогово-правовой науки.
К категории специальных норм можно отнести также «нормы о нормах» – оперативные и коллизионные нормы, значение которых для правового регулирования
налоговых отношений трудно переоценить.
Скажу больше: даже для подавляющего большинства юристов
налоговые отношения остаются terra incognita – территорией, полной тайн и неведомых опасностей.
Правовой основой экономических
налоговых отношений являются, дополнительно к уже перечисленным законодательным актам, законы о бюджете и бюджетной системе, а также законы о государственном (обязательном) социальном страховании и социальном обеспечении.
В рамках экономических
налоговых отношений важную роль играет обязанность государства использовать полученные в виде налогов средства исключительно на цели, утверждённые бюджетными законами.
В общей системе
налоговых отношений налог – это установленное законом одностороннее обязательство лица участвовать в финансировании деятельности публичного образования (налоговое обязательство).
Данные группы
налоговых отношений различаются и по методу правового регулирования.
В результате осуществления
налоговых отношений для налогоплательщиков возникают налоговые обязательства (налоговые повинности), а для государств – право взимать налоги и осуществлять связанные с этим правом административные, учётные, контрольные и иные действия.
Правовую основу юридических
налоговых отношений составляют конституционные нормы, определяющие права и обязанности граждан, роль и функции государства и его органов, собственно законодательство о налогах и сборах, а также другие законодательные и нормативные акты, регулирующие имущественные, семейные и иные отношения граждан.
При недостаточной определённости в законе конкретных моментов
налоговых отношений все противоречия в них должны трактоваться в пользу налогоплательщика, вплоть до освобождения последнего от обязательств по установленному данным законом налогу.
Из вышесказанного следует, что анализ сущности
налоговых отношений как объективного экономического процесса важен не только с научной точки зрения, но и с практической.
Наличие преимущественно императивных норм права, а также изначальная конфликтность
налоговых отношений, возникающих по поводу отчуждения имущества частного субъекта в пользу государства на началах безвозмездности, безвозвратности и при отсутствии заинтересованности со стороны налогообязанного лица, предопределяет то обстоятельство, что возможность применения государственного принуждения как сущностная черта любой нормы права в сфере налогообложения приобретает безусловный характер, реализуемый в жестких, однозначных формах.
Во-вторых,
налоговые отношения обычно настолько детально урегулированы в законе, что при возникновении правовой ситуации может быть вынесено единственное решение, являющееся законным и обоснованным.
Налоги являются финансовой основой государства.
Налоговые отношения означают для государства право взимать налоги, а для людей – обязанность платить налоги.
Сторонами
налоговых отношений признаются налоговые органы и иные органы государства, осуществляющие в соответствии с действующим законодательством действия, связанные с начислением и сбором налогов, и плательщики налогов.
Основной недостаток контрактной теории – отсутствие в
налоговых отношениях необходимого элемента любых договорных отношений: консенсуса о самих договорённостях, т. е. принципа свободы договора.
Это обусловлено спецификой
налоговых отношений, которые всегда являются публично-правовыми, ибо одной из сторон налогового правоотношения выступает государство или уполномоченный государственный орган.
Налоговый механизмопосредует всю совокупность
налоговых отношений.
Среди экономистов, исследующих
налоговые отношения, отсутствует единое мнение о количестве функций налога.
Обилие классификаций в данном случае – признак не дискуссионности темы, а сложности и многогранности
налоговых отношений, для оценки которых не существует единого критерия.
Если бы
налоговые отношения заканчивались на первичной стадии сделки, то никакого косвенного, т. е. опосредованного, обложения не возникало бы.
Однако если приоритеты меняются, и государство (в силу тех или иных причин) начинает считать задачей своей налоговой политики не сбор финансовых ресурсов как таковой, а именно справедливое и экономически обоснованное распределение финансового бремени (бремени публичных расходов) среди сограждан, имеет место динамичное развитие системы налогово-правовых норм, обусловленное усложнением
налоговых отношений и способов правового воздействия на них, формированием особых, в чём-то уникальных, налогово-правовых принципов, категорий, юридических конструкций и процедур.
Нет сомнений в том, что каждая проблема в сфере
налоговых отношений должна решаться исходя из фактических обстоятельств, на основании налогового закона, с учётом налогово-правовых принципов.
Исходя из этого, законодатель в целях поддержания баланса частных и публичных интересов стремится урегулировать
налоговые отношения предельно конкретно, понятно и недвусмысленно, исключив при этом всякую самостоятельность в деятельности субъектов.
Государство через применение права организует, упорядочивает
налоговые отношения.
В то же время, на современном этапе
налоговые отношения строятся на институционально-правовой основе и должны распространяться на новую реальную стоимость, оставляя у налогоплательщиков капитал для расширенного производства.
Все
налоговые отношения прямо или косвенно связаны с имуществом, материальными благами, экономической выгодой, т. е. с приращением собственности.