Моральный мазохизм является экономическим и лимитированным средством в ответ на временное нарушение невротического функционирования или на его дефект, ограниченный самой невротической организацией субъекта.
Следовательно, чувство вины и
моральный мазохизм идентичны?
Таким образом, если присутствие
морального мазохизма проявляется, с одной стороны, в существовании дефекта в невротической организации (которое не позволяет субъекту переносить своё чувство вины), то, с другой стороны, оно показывает, что субъект реагирует, что он использует мазохистические средства для того, чтобы поддержать свою невротическую организацию.
Почему мы начинаем с изучения
морального мазохизма, если известно, что единство разных форм мазохизма определяется эрогенным мазохизмом и что все формы мазохизма в разной степени являются выражением именно этого вида мазохизма?
Таким образом, наиболее типичная и наиболее патологическая форма
морального мазохизма обнаруживается в аналитической клинике, в аналитическом процессе.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: микромашина — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Даже если верно то, что
моральный мазохизм распространён более, чем мы думаем, мне кажется, он является свидетельством некоторой недостаточности невротической структуры, как мы пытаемся доказать, а не необходимом элементом, интегрированной частью невроза как такового.
До сих пор в этом цикле игры обнаруживались два периода – период виновности, затем период
морального мазохизма.
Но можно задаться вопросом, происходит ли это всё по причине наличия
морального мазохизма во второй фазе, что и делает возможным всё происходящее?
Можно говорить о том, что
моральный мазохизм сохраняет видимость чувства вины вместе с реальным мазохистическим удовольствием для того, чтобы сохранять фикцию невроза вместе со скрытым первертным поведением.
Такая уловка
морального мазохизма делает ещё более характерной одну из клинических сложностей, о которой мы уже говорили: субъект нарушает правила не для того, чтобы получить либидинальное удовлетворение от самого нарушения, а прежде всего для того, чтобы вызвать собственное чувство вины и предаться мазохистическому удовольствию от наказания.
Однако само существование
морального мазохизма указывает на дефект невротической организации, на прореху в невротическом функционировании.
Мы остаёмся в рамках
морального мазохизма, пока «мазохистическая хитрость» существует, то есть пока сохраняется немазохистическая видимость.
В случаях, когда регрессия по оси мазохизма чрезмерна и мазохизм как таковой становится очевидным, мы покидаем пределы
морального мазохизма и дефект невротической организации субъекта становится явным и очевидным для самого субъекта.
Это указывает на то, что для поддержания
морального мазохизма необходимо, чтобы дефект невротической организации был не чрезмерным.
В процессе анализа некоторая доля
морального мазохизма становится неизбежной и натуральной для функционирования субъекта.
В любом случае,
моральный мазохизм неизменно присутствует в любом аналитическом процессе либо как окольный путь развития негативной терапевтической реакции, либо в качестве чего-то другого.
В большинстве случаев
моральный мазохизм остаётся предварительным состоянием; а в других его количество значительно и будет проявляется посредством специфического переживания в переносе.
История этого пациента является хорошей иллюстрацией к нашему сюжету; в связи с ней я хочу привести некоторые аспекты, на мой взгляд, поддерживающие фрейдовские гипотезы о смысле
морального мазохизма.
Поскольку депрессивная опасность сгладилась, он смог отказаться от необходимости «быть больным» (как на протяжении десяти лет ухода) и забросить либидинальный мазохистический фантазм; переход, таким образом, осуществляется в сторону
морального мазохизма, который становится указанием на дефект его невротической организации, вместе с тем и поддерживает её.
Моральный мазохизм является той формой мазохизма, к которой наиболее часто обращаются невротики при потребности в нём.
Уточнение, является ли чувство вины сознательным или нет, не меняет нашего главного вопроса, он остаётся неизменным: чувство вины и
моральный мазохизм идентичны?
Так,
моральный мазохизм проявляется как мазохизм – хранитель невроза – или же пытается таковым стать.