Основным понятием этой теории является развитие, под которым понимается характеристика деятельности
мирового духа (абсолюта).
В мире человеческом, где индивидуальные особенности получают гораздо больше значения, нежели в животном и растительном царстве, природа (иначе – мировая воля, воля в жизни, иначе бессознательный или сверхсознательный
мировой дух) имеет в виду не только сохранение рода, но и осуществление в его пределах множества возможных частных или видовых типов и индивидуальных характеров.
Развитие мирового разума, согласной этой концепции, отражается в творчестве конкретного гения, который для этого и создан, чтобы передать человечеству развитие
мирового духа.
Природа в истории, в отличие от платоновского понимания, играет у него роль лишь внешних условий, в которых
мировой дух воплощается на определённых ступенях мирового исторического развития.
Воплощаясь в последовательно сменяющих друг друга образах культуры, безличный
мировой дух познаёт себя как их творца.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: офранцузить — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Бауэры же и их приверженцы, напротив того, считали себя самих воплощением критики, абсолютного духа, который сознательно выполняет роль
мирового духа через них, противополагая их этим остальному человечеству.
Место
мирового духа заняла мировая энергия, движущая материальные формы, пульсирующая в явлениях природы и общества.
По мере того как
мировой дух продолжает расширяться, этим истинам пора бы уже влиться в христианство.
Таковы великие люди в истории, личные частные цели которых содержат в себе тот субстанциальный элемент, который составляет волю
мирового духа.
Все наши фантазии насчёт интенций и воплощений
мирового духа, переворачиваясь с ног на голову в эпохи реформаций, прогрессируя в спокойные годы, свидетельствуют лишь о расцвете или упадке художественного воображения.
Право
мирового духа выше всех частных прав.
Именно в человеке
мировой дух приобретает волю, личность, характер, индивидуальность.
Тут вам становилось ясно, что вы принадлежите великому, чудному миру, чудному – благодаря вечным созданиям божественного
мирового духа и работе неутомимого, беспрерывно обновляющегося человеческого племени; здесь в душе вашей являлось сознание того, что вы, как и всякий – часть, хотя бы и незначительная, великого и бесконечного целого…
Оно является неким бессознательным состоянием
мирового духа.
Теперь
мировой дух мог смотреть на самого себя в зеркало природы и таким образом лучше познавать собственную суть.
Основа всей действительности в природе и в обществе – это мыслящий, безличный объективный
мировой дух.
Согласно этому учению, дух человека и верховный дух составляют одно целое; всё, что мы видим в мире – разные формы, произведённые
мировым духом, и в то же время впечатления нашей души.
А конечный субъективный дух – это тоже только реализация
мирового духа, это его план по познанию самого себя, но так ли это?
Как
мировой дух проходит через различные духи времени, в которых состоит мировая история, так и его сознание, мировая мудрость, проходит через различные сознания времени, и в этом состоит именно история философии.
Это и означает, что во всех сколько-нибудь заметных нововведениях в философии и науки надо видеть шествие
мирового духа.
Это можно назвать законами жизни, законами
мирового духа.
Но в итоге длительной эволюции научного и философского познания
мировой дух вернулся к себе.
Душа, сознание – это начало, посредствующее между миром идей и миром чувственных вещей, существующее прежде, чем вступает в соединение с каким бы то ни было телом; в изначальном состоянии она составляет часть
мирового духа, пребывает в царстве вечных и неизменных идей, где истина и бытие совпадают, и занимается созерцанием сущего.
Но при этом никакой самостоятельности человека не существует, человек есть лишь функция
мирового духа, мирового разума.
Особенно трудно говорить с людьми, у которых эти недоумения вписываются в экуменическую историософию, дополняемую познанием промыслов
мирового духа.
Всё это богатство фактов, добытых опытным знанием, послужило к оправданию априорных воззрений на жизнь
мирового духа и очевидно доказало, что жизнь есть развитие, а развитие есть переход из низшей формы в высшую, и, следовательно, что не развивается, то есть не изменяется в форме, пребывая в однообразной неподвижности, то не живёт, то лишено плодотворного зерна органического развития, рождаясь и погибая чрез случайность и по законам случайности.
Все качества природы являются ощущениями
мирового духа, переходящего от бессознательного состояния к самосознанию.
Все природные объекты являются самосозерцаниями
мирового духа.
Множественность видов животных, растений и прочего говорит о множественности попыток
мирового духа создать совершенный разумный организм.
На третьей ступени – рефлексивной –
мировой дух осознаёт действительное тождество сознания и предмета, субъекта и объекта, рассматривает всё существующее как свою историю.
В своём художественном творчестве человек уподобляется
мировому духу, совмещая в своей деятельности сознательное и бессознательное.
Это начало – нематериально, поэтому его можно назвать
мировым духом, или абсолютной идеей.
Итак, лишь из рассмотрения самой всемирной истории должно выясниться, что её ход был разумен, что она являлась разумным, необходимым обнаружением
мирового духа, – того духа, природа которого, правда, всегда одна и та же, но который проявляет эту свою единую природу в мировом наличном бытии.
Эта неизмеримая масса желаний, интересов и деятельностей является орудием и средством
мирового духа, для того чтобы достигнуть его цели, сделать её сознательной и осуществить её; и эта цель состоит лишь в том, чтобы найти себя, придти к себе и созерцать себя как действительность.
Пожалуй достаточно этих разъяснений относительно точки зрения на средства, которыми
мировой дух пользуется для осуществления своего понятия.
Да,
мировой дух пытались похоронить не единожды.
Конечно, понятие
мирового духа, в силу своей популярности, вроде бы не нуждается в комментариях.
Постепенное угасание творческой энергии
мирового духа было принято философом за восхождение к вершине, а окончательное истощение созидающих сил – за плату ради достижения последней.
Но гегелевская нечаянная попытка навеки усыпить
мировой дух меркнет в сравнении с совершенно осознанной, до детали продуманной атакой на духовные способности человека, совершенной деятелями, которых теперь привыкли причислять к посткультуре.
В ней заключена частица
мирового духа.
– Кельты верили, что дух человека – это часть общего
мирового духа, что человек много раз умирает и перерождается, тем самым постигая путь к духовному и божественному совершенству, – на одном выдохе произнесла она, как на экзамене.
– Вот вершина
мирового духа! И достичь этой вершины было под стать только германскому гению!
Или, скажем, Чингисхан и его походы, это движение
мирового духа или нет?
– Зачем
мировому духу лисой притворяться?
То, что потрясает нас и повергает ниц, становится иронической усмешкой на лице
мирового духа, для которого и страдание, и скорбь, и смерть земнородных не что иное, как извечно и ежечасно повторяющееся явление.
Рассматривая иск-во как одно из проявлений
мирового духа, прослеживал движение поэзии от объективно-классич. формы античности через субъективно-романтич. формы средневековья к т. н. синтетич. поэзии нового времени, гл. признаками к-рой считал естественность, простоту, выражение «существенности».
ДУША– индивидуализированная субстанция, орган деятельного
мирового духа, жаждущий развития, находящийся частично и в теле.
Мы судим так потому, что в централизованном государстве со всеми типичными для него чертами обычно усматриваем цель, которой
мировой дух стремится достичь посредством цепочки искусных ходов.
Однако
мировой дух допускает филигранную работу лишь там, где немного мешкает, а рождением изящных вещей мы обязаны тем мгновениям, когда он проявлял забывчивость.
Где же
мировой дух держит сегодня в резерве своих сновидцев и спящих?