Мировоззренческие универсалии культуры – это категории, которые аккумулируют исторически накопленный социальный опыт и в системе которых человек определённой эпохи оценивает, осмысливает и переживает мир, сводит в целостность все явления действительности, попадающие в сферу его бытия.
Именно в такие эпохи в самых различных сферах культуры происходит интенсивная переоценка ценностей, смыслов
мировоззренческих универсалий, ранее казавшихся очевидными и само собою разумеющимися.
Можно выделить две больших группы
мировоззренческих универсалий (универсалий культуры).
Мировоззренческие универсалии могут функционировать и развиваться и вне философской рефлексии.
Человек, сформировавшийся в условиях определённой культуры, ориентирован на соответствующие
мировоззренческие универсалии.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: наездничать — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Философия, напротив, пытается осмыслить и обосновать
мировоззренческие универсалии.
Я думаю, что формирование
мировоззренческих универсалий, выработка миропонимания, помогающего людям выживать в критических ситуациях, и утверждение их в сознании людей представляется в современных условиях важнейшей задачей цивилизации XXI века.
Я уже высказал свою убеждённость в том, что благополучие планетарного сообщества решающим образом будет зависеть от распространения и характера знаний, образованности, культуры и утвердившихся
мировоззренческих универсалий, которые являются их следствием и которые я назвал миропониманием.
Однако появление новых форм техники и технологии, новых способов общественного разделения труда не привело к преобразованию системы
мировоззренческих универсалий народа, к смене его глубинных смысложизненных ориентиров, разве что деформировало их.
Согласно академику, «
мировоззренческие универсалии выполняют в жизни общества такую же функцию, как и гены в живом организме» [Там же].
Таким образом, выявляя
мировоззренческие универсалии, философия выражает их в понятийно-логической форме, в виде философских категорий.
Базисные ценности культуры выступают
мировоззренческими универсалиями, обеспечивающими устойчивость общественной системы.
Мировоззренческие универсалии организуют в целостную систему сложнейший набор различных феноменов культуры и выступают в качестве базисных структур социокода, своеобразным культурно-генетическим кодом.
Смыслы
мировоззренческих универсалий формируют целостный образ человеческого мира и отражают школу ценностных приоритетов соответствующего типа культуры.
Они представлены
мировоззренческими универсалиями, на основании которых функционирует и развивается огромное количество надбиологических программ человеческой деятельности, поведения и общения, представленных в виде различных кодовых систем и составляющих «тело культуры».
Система
мировоззренческих универсалий представляет собой культурно-генетический код, в соответствии с которым воспроизводятся социальные организмы.
У него формируются
мировоззренческие универсалии в виде ряда общих понятий и представлений, фундаментальных ценностей и ориентиров.
Вторая группа
мировоззренческих универсалий (универсалий культуры) – это определённые ценности, т. е. такие социальные явления, которые социальный субъект (индивид, социальная группа или общество в целом) оценивает позитивно, рассматривает как значимые, важные, полезные, привлекательные, а потому поддерживает, сохраняет, передаёт из поколения в поколение.
Мировоззренческие универсалии культуры –это формы мышления, характеризующие любое человеческое сознание в различных культурах.