Цитаты из русской классики со словосочетанием «мировоззренческие универсалии»

Неточные совпадения

Это связано со старой, традиционной проблемой универсалий, со спором реалистов и номиналистов.
В свое время «антитезу между номинализмом и реализмом» пытался, подобно Булгакову, примирить Абеляр, решивший проблему универсалий в духе концептуализма: понятия не имеют самостоятельной онтологической реальности, но воспроизводят объединяемые в человеческом уме сходные признаки единичных вещей.
Спор номиналистов и реалистов заключался в следующем: существуют ли универсалии (общие понятия) реально и независимо от познания (реалисты: universalia sunt realia), или же они существуют не в действительности, а лишь в мышлении («номинально»)?
Дух не есть отвлеченная идея, не есть универсалии.
Это и есть объективация, порождающая иллюзию господства универсалий над личным существованием.
Это есть объективный, универсальный дух, источник общеобязательного знания универсалий.
Но есть ли реализм духа реализм универсалий, реализм общего?
Реализму универсалий не следует противополагать номинализм, который есть лишь обратный полюс отвлечения.
Понимание духа как основанного на универсалиях, на родовом бытии ведет к отрицанию свободы, детерминизму, хотя бы и утонченному.
Дух не может определяться универсалиями, которые являются уже порождением объективации, но дух означает выход человека из замкнутости к конкретно-универсальному.
Универсалии же не имеют существования.
Это связано с признанием первоначальности универсалий, примата родового над индивидуальным.
С этим связана и проблема реализма в другом, платонистическом и средневековом схоластическом, смысле слова, проблема реальности универсалий.
Реальность универсалий есть продукт объективации, т. е. в универсалиях нельзя найти первичных реальностей.
Реальность универсалий означала реальность общего и отвлеченного, присутствие в вещах того, что утверждается в понятиях, имеющих универсальное значение.
Платонистическое же учение поднимает высшее духовное начало в человеке до царства идей, до универсалий идейного мира.
Личный дух вкорнен не в универсалиях, не в идейном мире, он образ Божьего, т. е. личного же, духа.
 

Предложения со словосочетанием «мировоззренческие универсалии»

Значение слова «мировоззренческий»

Значение слова «универсалия»

Отправить комментарий

@
Смотрите также

Значение слова «мировоззренческий»

МИРОВОЗЗРЕ́НЧЕСКИЙ, -ая, -ое. Прил. к мировоззрение. Мировоззренческие вопросы. Мировоззренческие проблемы.

Все значения слова «мировоззренческий»

Значение слова «универсалия»

Универсалия (от лат. universalis — общий) — термин средневековой философии, обозначающий общие понятия.

Все значения слова «универсалия»

Предложения со словосочетанием «мировоззренческие универсалии»

  • Мировоззренческие универсалии культуры – это категории, которые аккумулируют исторически накопленный социальный опыт и в системе которых человек определённой эпохи оценивает, осмысливает и переживает мир, сводит в целостность все явления действительности, попадающие в сферу его бытия.

  • Именно в такие эпохи в самых различных сферах культуры происходит интенсивная переоценка ценностей, смыслов мировоззренческих универсалий, ранее казавшихся очевидными и само собою разумеющимися.

  • Можно выделить две больших группы мировоззренческих универсалий (универсалий культуры).

  • (все предложения)

Синонимы к слову «мировоззренческий»

Синонимы к слову «универсалия»

Морфология

Правописание

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я