Образ
мирового древа и мирового яйца, дома, человека и храма несут в себе понятие о трёхчленном делении и единстве мира.
По легенде, Один совершил самопожертвование, пригвоздив себя копьём к стволу
мирового древа, чтобы получить оккультные знания.
Т.е. здесь мы наблюдаем путешествие сознания к истине, сокрытой на вершине
мирового древа – вершине космоса.
Соответственно, корни
мирового древа уходят в нижний мир, в преисподнюю, которая, как правило, царство мёртвых.
Когда наши детишки на дискотеках дрожат, показывая, что вот в этих местах напряжение
мирового древа стало неимоверно.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: сощуривать — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Этот образ получил широкое распространение в современной массовой культуре благодаря популяризации скандинавской мифологии, где присутствует свой вариант
мирового древа – Иггдрасиль.
По вертикали на три части делится
мировое древо не только в русской традиции.
Ради
мирового древа простите! – ырка тут же спрятал нож за спину.
Рядом с источником проживают три волшебницы-норны, которые поливают корни
мирового древа водами из источника мудрости и тем помогают ему нести на своих корнях и ветвях все существующие миры.
Скажем проще: шаману не нужно искать какое-то специальное место, где растёт великое
мировое древо, а достаточно просто совершить определённый ритуал, благодаря которому эта ось окажется здесь и сейчас.
Так вот, «источник знаний» не в переносном смысле слова, а в самом прямом бьёт у подножия
мирового древа.
Трудно сказать, прослеживается ли в этом случае индийское влияние, но и в китайском сборнике «Шэнь и цзинь» («Книге о божественном и удивительном») говорится о растущем на северо-востоке большом персиковом дереве, наделённом чертами
мирового древа.
Разумеется, что это ни в коей мере не соответствует действительности: ось – это абстракция, древо – конкретное воплощение абстракции, и если представления о мировой оси есть практически везде, то образ
мирового древа присущ далеко не всем народам.
Итак,
мировое древо задаёт нам трехчастное деление мира: верхний мир, средний мир и нижний мир.
Во втором перформансе возникла вертикаль, в которой многие увидели дерево, появилась метафора
мирового древа с животными и птицами, сменяющимися временами года, и в следующем перформансе появился человек с его стремлением к полёту и ускорению.
Ну и слава
мировому древу!
Характерное для всех народов почитание деревьев, зажигание на них огней и украшение их, а также представление о ставшем основой миропорядка
мировом древе (вариантами которого являются древо жизни, древо познания добра и зла и чудесное дерево) и послужили основой возникновения обычая рождественской ёлки.
Иггдрасиль в скандинавской мифологии – самый известный пример
мирового древа, но у славян он совсем другой (и более простой).
Горизонтальная ось
мирового древа связывается с числом четыре, существует четыре стихии и четыре стороны света.
По мнению специалистов, перевёрнутое
мировое древо обозначало ось загробного мира, который зеркально отражал устройство мира земного.
Она питала
мировое древо, которое, в свою очередь, корнями укрепляло землю.
Средняя зона вокруг ствола
мирового древа чаще всего характеризуется наличием пчёл, дающих мёд – пищу бессмертия, поэтому пчёлы священны.
Шест, ствол, врытый в землю столб выступают символической заменой
мирового древа.
После этого
мировое древо ломалось и падало, а вселенная растворялась в чёрной пустоте.
Невысокий сводчатый потолок украшал орнамент, изображающий
мировое древо.
Мировое древо часто ассоциируют с разными ветвями колдовства, и у многих ведьм есть практики, включающие магические соглашения с деревьями.
Дуб в качестве
мирового древа у восточных славян фигурирует в массе фольклорных и археологических источников.
Кроме того, в свадебном обряде, в ритуале при закладке нового дома и других обрядах
мировое древо занимало центральное место, вокруг которого развивалось действие.
Логично, что более всего людей интересовал срединный – земной – уровень
мирового древа, где обитали они сами.
Иногда от вертикального – большого –
мирового древа отходили как бы горизонтальные – малые – мировые деревья.
После принятия христианства в русских народных представлениях функцию
мирового древа порой брало на себя райское древо жизни, которое, в свою очередь, часто путали с древом познания добра и зла.
Показательно в этом смысле наделение
мирового древа и дерева как такового вообще человеческими чертами.
И в третьей – мир погибал, несмотря ни на что, ибо вспыхивало и сгорало
мировое древо, рушился небесный свод, а земля погружалась в бездонное море.
Великое
мировое древо возвышалось над ней, и его раскидистая крона утопала в облаках.
По этой легенде наш лес был ростком
мирового древа, а озеро – зачарованным кругом, откуда ведьмы черпали свои силы.
Позднее появилось представление о блаженной стране, солнечном крае – Ирье, где стоит
мировое древо, под которым в счастье и блаженстве живут души умерших праведных людей, а души злых людей витают над этим древом, не в силах спуститься.
С самого рождения мальчики были не похожи друг на друга, за исключением родимого пятна, точь-в-точь схожего с листьями
мирового древа жизни, под которым и родились дети.
Символические врата в небесный и подземный мир совсем не были похожи на цельный мир космоса, связанный в одно целое
мировым древом и самим человеком (в ритуале).
Говоря другим языком, мы сами являемся
мировым древом, которое пронзает и соединяет все миры.
Говаривали, само
мировое древо начало той роще давало.
Надо сказать, что каравай для русского крестьянина – это не только обрядовый круглый хлеб с вылепленными из теста украшениями (изображениями
мирового древа, птиц и животных), но и волшебное существо, олицетворяющее плодородие и живительную силу солнца.
Рис. 6. Символическое обозначение
мирового древа.
И снится сон молодому каму: – сидит он на самой верхушке
мирового древа, держится за ветку, что гордо изгибается кверху, как лебединая шея, и перед ним вся родная земля алтайская как на ладони – горы с высокими снежными шапками, холмы, густо поросшие лесом, реки бурливые, долины тучные.
И гласит легенда, что остановить этого негодяя сможет лишь тот, кто велик духом, как велико
мировое древо жизни, печать в форме листа которого он носит на себе.
Поэтому здесь символическим центром является так называемое
мировое древо (райское древо жизни в библейском понимании), и всё внимание сосредоточено на человеке как носителе символичности.
В основе религии лежит идея
мирового древа.