Для социологии динамики знания нет ничего важнее различия между тем, подлежат ли изменению сами формы мышления, оценки и созерцания мира, или только их применение к количественно и индуктивно расширенному
материалу опыта.
Следовательно, подобно тому как сенсуализм прав, утверждая, что не может быть познания без чувственных впечатлений, – хотя и в неожиданном для него значении, согласно которому чувственные впечатления суть необходимый, но сам по себе ещё не образующий познание
материал опыта, – так и рационализм прав в новом смысле.
Мы пользуемся
материалами опыта как нужно для достижения целей мышления.
Находясь на определённом уровне сознания, мы должны в отведённые жизнью сроки выесть
материал опыта и окрепшим клювом личных качеств разбить скорлупу ограничений.
Весь
материал опытов нужно прорабатывать очень тщательно, желательно по несколько раз, на разных примерах.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: охлократический — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Если он теперь берётся судить о том, чего он никогда не испытает (а именно, обо всех случаях) или о том, чего он никогда не может испытать (а именно, обо всех возможных случаях), то он ни в коем случае не должен лишаться выражения своей неизбывной уверенности, но он должен только помнить, что к такой уверенности его принуждает не
материал опыта извне, а его собственная деятельность суждения изнутри.
Однако, сопоставляя
материалы опытов в связи с образовательным уровнем испытуемых, Пако признает, что в отношении некоторых функций памяти менее образованные молодые люди как бы находятся на уровне более образованных пожилых людей.
Но трудно отличить в спорящих, кто собрал и оживил мёртвый
материал опыта и знаний поколений, а кто выдаёт чужое за своё, не предлагая иных убеждений, кроме внушённых пропагандой.
Эти общие понятия имеют смысл лишь как принципы «экономной» организации ощущений в целях биологической ориентации человека в
материале опыта.
Чувственность просто даёт мне ряд аффектов моих органов чувств, и только когда я локализую их в области чистой формы восприятия пространства, объединяю их посредством репродуктивного воображения и подвожу их под категорию субстанции, я получаю, напр. из той серии световых ощущений, которые я таким образом привёл к единству апперцепции, объект, который я называю солнцем и который, таким образом, вовсе не имеет чисто эмпирического происхождения, но к возникновению которого я приложил по меньшей мере столько же усилий, сколько и
материал опыта, который побуждает [ersuchende – wp] и определяет меня к деятельности.
Внутреннюю, порой неосознанную скованность учащихся в процессе обучения мы можем проследить на
материале опыта по свободному выбору заданий, который был проведён в том же классе.
Если метафизические понятия – лишь формы, служащие для рационального связывания
материала опыта, то всё, очевидно, зависит от того, являются ли они как таковые необходимыми факторами, непременными компонентами комплекса видимостей.
Чем больше, однако, формальный принцип в масштабе наук вынужден проявлять активность в формировании
материала опыта, тем больше уменьшается исключительная обоснованность формального единства опыта, тем меньше результирующее наблюдение относится к априорной конструкции и тем меньше оно должно считаться с эмпирическими факторами.
Но что получается в результате применения категории к
материалу опыта?
Мы налагаем формы на сырой
материал опыта, что необходимо сделать для того, чтобы превратить опыт в опыт объектов с их качествами и отношениями.
Они представляют собой общие категориальные порядки, посредством которых
материалы опыта также единообразно отнесены друг к другу и определены таким образом, что индивидуальный опыт подчиняется им.