Теперь на протяжении одной человеческой жизни чередуются несколько
культурных эпох.
Но в результате создавалось ощущение, будто беседуем не только о разных людях, но и про совершенно не похожие друг на друга
культурные эпохи…
Пока эпоха не ощущает преемственности с предшествующей
культурной эпохой, у неё не возникает потребности в обращении к прошлому.
Но и эта грань
культурной эпохи изучается как самодостаточная сфера, в узкопрофессиональном исследовательском поле, вне широкого исторического контекста.
Ведь до сих пор не сложилось цельного образа той
культурной эпохи, хотя утверждения о его наличии давно стали аксиомой.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: издоить — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Автор счёл возможным использовать разнообразный спектр жанров: история идей; «догматичная» теоретическая часть с единой идейной схемой и анализом истории
культурных эпох; эссе, посвящённые тем или иным конкретным «казусам»; дидактические материалы.
Ведь существенный вопрос «В какую
культурную эпоху мы живём сейчас и как она соотносится с постмодернизмом?» является предметом живых споров не только в том регионе мира, который обычно ассоциируют с «Западом».
Для многих
культурных эпох оно является доминантным.
Несмотря на стремление к максимальной устойчивости и длительности (гомеостазу), конкретная культура, как показывает история, всегда оказывается временным решением своих задач, и поэтому механизмы смены
культурных эпох принадлежат к базисным закономерностям культуры.
Так, особое внимание обращается на «волновой» характер историко-культурных процессов, анализ которых подкреплён историческим материалом и компаративным анализом
культурных эпох.
Эстетика – довольно старая наука, особенно если считать, что её начало не совпало с XVIII в., когда было предложено это, закрепившееся позже, название данной дисциплины, а теряется в далёкой древности: идеи, которые мы вполне можем идентифицировать как эстетические, можно встретить в
культурных эпохах и философских школах древних цивилизаций.
Бренер вскоре прекратил голодовку, однако понятие позднего постмодернизма или постпостмодернистской
культурной эпохи в литературе (а также в кино, визуальных искусствах и новых медиа) стало всё чаще появляться в научных публикациях к концу 1990‐х годов.
Модернизм (культурно, а не хронологически) оказывается уже не концом XIX, а началом XX века,
культурной эпохой, которая приходит на смену реализму и принципиально полемизирует с ним.
Кроме того, в сложившемся к настоящему времени гуманитарно-научном дискурсе существует серьёзный «перекос» в сторону изучения проблем восприятия времени, исторических и
культурных эпох – что с точки зрения истории развития гуманитарных наук понятно, однако недостаточно с позиций их перспективного развития.
Применительно к нашему случаю это позволяет сказать, что художник, создавая какой-либо «способ формообразования», осознаёт только его, но благодаря этому способу выявляются прочие составляющие
культурной эпохи (опосредованные соответствующими образовательными традициями, отдалёнными культурными влияниями, вынесенными из школы привычками, а также требованиями, неотделимыми от определённых технических предпосылок).
Во всяком человеке, всякой культуре, всякой
культурной эпохе имеется изначальная предрасположенность и предназначенность предпочитать в качестве идеала миропонимания ту или другую из этих форм.
В бесконечных творениях самых разных стилей она, как застывшая музыка в камне, стала летописью
культурных эпох.
Приблизительно с 1970-х гг. начинается новая – возможно, переходная –
культурная эпоха, та, в которой мир живёт сейчас.
Речь шла о том, что определённая
культурная эпоха может быть рассмотрена как некое логическое единство, которое зиждется на обобщённой интерпретации окружающей действительности.
Приблизительно с 1970-х гг. начинается новая
культурная эпоха, та, в которой мир живёт сейчас.
Люди другой
культурной эпохи, эти новопрочитанные авторы давали писавшим на рубеже 1980–1990-х и в 90-е язык, который переживался как новый и актуальный.
Они создаются на протяжении целой
культурной эпохи, впитывая в себя всё богатство воображения и деятельности человека, представляя собой экстракт духа и опыта, относящихся к данной культуре.
Причём смена
культурных эпох происходит вследствие революционных открытий в области средств коммуникации.
Конечно, каждая
культурная эпоха стремится залечить раны, создать целостную культуру путём творчества нового, однако это новое также прорастает из старых традиций и не может быть без них понято.
Первая сцена первого акта начиналась в фойе, куда будто из другого мира забросили вещи, напоминающие археологические осколки
культурных эпох – старый буфет, шифоньер, овальный стол, ширму с изящной инкрустацией.
Сейчас культурологи, историки, литературоведы справедливо отказались исчислять и объяснять
культурные эпохи тремя этапами революционного движения, поскольку описание развития литературного процесса не может сведено к описанию эволюции революционных идей.
Полифункциональность текста определяется
культурной эпохой.
Соседства возникают между
культурными эпохами.
Данные категории по-разному распределяются в различные
культурные эпохи.
Общими (метаисторическими) функциями масскульта во все
культурные эпохи остаются одни и те же: общеинтересность содержания, доступность (клишированность, формульность) изложения, динамизм тематического развития, универсальность и простота жанров, увлекательность восприятия массовым реципиентом, установка на развлечение и психологическую разрядку потребителей как самоцель.
Пространство, образ сада, модель личности, тип эпохи – этот не вполне традиционный предметный ряд служит в книге тому, чтобы в избранных аспектах продемонстрировать, как метаморфозы культуры преображают облик и образ природы, природное и культурное пространство, человека, а также
культурные эпохи.
Парадигма – исторический горизонт мышления, внутренняя его определённость, воспринимаемая человеком как всеобщая и незыблемая, однако меняющаяся с каждой новой
культурной эпохой («античная парадигма», «средневековая парадигма» и т.д.).
Когда-то почти каждая
культурная эпоха создавала свой любовный язык, на котором и осмысляла себя.
Впрочем, сам постмодернизм не представляет собой целостного мировоззрения, и классическим представлениям о совершенстве может быть также отведено определённое место в современной культуре (ведь здание постмодернизма возводится не из нового материала, но из обломков идей и смыслов предшествующих
культурных эпох).
Хорошо организованный, пропитанный политическими тенденциями клерикализм севера целой
культурной эпохой отделён от первобытных живописно-языческих суеверий юга.
Итак, массовая культура существовала всегда, но исторически менялась, приобретая в каждую
культурную эпоху свои специфические (структурно-функциональные) черты – вместе с изменением представлений о массах и культуре, о типах социокультурной идентичности, о степени сплочённости социально-психологических общностей и формах интегрированности / дифференцированности культур.
Представления о пространстве служат смыслообразующей константой, а их изменения ведут к смене
культурных эпох, модели и картины мира.
Проблематика свободы в истории русской мысли занимает исключительное значение, и в этом она обнаруживает концептуальную и историческую взаимосвязь с европейской философией, где свобода является одной из центральных идей, которая возникает в лоне антично-христианской традиции и активно разрабатывается в различные
культурные эпохи – от средневековья до актуальной современности.
Несинхронны и преобразования в различных сферах культуры, сопровождающие смену
культурных эпох.
Есть компоненты, связывающие воедино
культурные эпохи.
Судьба
культурной эпохи, «вкусившей» плод от древа познания, состоит в необходимости понимания, что смысл мироздания не раскрывается исследованием, каким бы совершенным оно ни было, что мы сами призваны создать этот смысл, что «мировоззрения» никогда не могут быть продуктом развивающегося опытного знания и, следовательно, высшие идеалы, наиболее нас волнующие, во все времена находят свое выражение лишь в борьбе с другими идеалами, столь же священными для других, как наши для нас.
Для изучения крупных
культурных эпох крайне характерен ход мысли типа «от зрелости к зачатию».
Культурная эпоха, расцвет которой можно обозначить периодом с 10-х по 20-е годы XX века, включает в себя модерн, символизм, религиозную философию, авангард.
Если говорить о
культурных эпохах и художественных движениях, это барокко, романтизм (прерафаэлиты, Gothic Revival), поздний романтизм, ставший мостиком (на самом деле широченным мостом, трассой) к модернизму.
В соответствии с этим учением составились представления о высших и низших стадиях культуры, о
культурных эпохах и культурных народах.
Интересной и недостаточно изученной формой контекстных связей являются также черты сходства, возникающие во всех европейских литературах на основе одновременного обращения к предшествующим
культурным эпохам и стилям, которые ощущаются и актуализируются как родственные и служат общим резервуаром мотивов, сюжетов, поэтических образов.
Европейская мысль трактовала ценности в разные
культурные эпохи не одинаково: они могли быть общей характеристикой окружающего мира, божественным даром человечеству, рефлексией человека на окружающий его миропорядок, творческим порождением самого человека, группы людей или культуры в целом, долгом перед обществом и государством.
До сих пор в современных исследованиях отечественной и мировой истории культуры преобладает линейно-историческое (в лучшем случае комплексное рядоположение) описание различных моментов, процессов, объектов и даже морфологии, характерных для стилизации друг друга
культурных эпох.
Преемственность в образовании, с наших позиций, – фактор, приводящий к смене содержания и функций образования, определяющийся динамикой
культурных эпох и конкретной исторической ситуацией, а не только соотношением между частями учебного предмета.
Со сменой
культурных эпох меняются и стили.