Так называли одну из масок итальянской
комедии дель арте, которая появилась в начале 1800-х годов и использовалась в представлениях уличного кукольного театра.
Самые известные персонажи
комедии дель арте – это комические слуги, именно они раскручивали запущенный в ход сюжет.
Многие другие маски
комедии дель арте перекочевали во французский классицистический театр.
Влиянию
комедии дель арте на западный театр, литературу и культуру посвящены мириады научных трудов, составляющих отдельную область искусствоведения.
И в карнавалах, и в представлениях
комедии дель арте широко представлены эксцентричное поведение, гротескные формы, атмосфера веселья и жизнеутверждающий смех.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: навьючиться — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
В таком способе управения немало общего с организацией трупп
комедии дель арте, за исключением того, что у последних не было стационарных театров.
Предпринимались и другие попытки её возрождения, однако животворящий дух
комедии дель арте иссяк, пропитав собой другие формы сценического искусства.
Актёр
комедии дель арте должен был быть одновременно и циркачом, и мимом, и певцом, и танцором.
Европейские зрители были хорошо знакомы с искусством
комедии дель арте ещё с XVI века, русская же публика довольствовалась лишь второсортными немецкими и французскими подражателями.
Безусловно, тема
комедии дель арте в русской культуре настолько богата и многолика, что её невозможно полностью исчерпать в одной монографии.
Традиции карнавала и
комедии дель арте имеют между собой много общего, но между ними есть и существенные различия.
Моя книга – первое исследование на данную тему, охватывающее длинную историю русских арлекинад и демонстрирующее повсеместное / вездесущее присутствие художественных принципов
комедии дель арте на русской почве.
Импровизация, несомненно, держалась и на другой необычной особенности
комедии дель арте.
При постановке
комедии дель арте широко использовались такие элементы, как яркая театральность, пародия, гротеск, пластика, наличие двойников и трагикомические события.
Важно уточнить, что только присутствие масок и других ключевых атрибутов
комедии дель арте даёт возможность утверждать, что то или иное произведение искусства является арлекинизированным.
Поскольку
комедия дель арте являлась синтезом различных искусств, для прослеживания её влияния в таких областях, как сценическое искусство, литература и народная культура, используется междисциплинарный подход.
Сумароков, по праву считающийся одним из основоположников русского театра, также использовал образы и приёмы
комедии дель арте.
Хочется верить, что моё исследование поможет хотя бы частично заполнить пробел в истории русского театра, литературы и фольклора, пролив свет на глубину воздействия
комедии дель арте на русскую культуру.
На протяжении веков
комедия дель арте выработала уникальную технику, поэтику и эстетику, которые оказали значительное влияние на европейское театральное, изобразительное и музыкальное искусство, литературу и драматургию.
Он пытался скрестить
комедию дель арте и французскую классическую комедию.
В театры, где традиционно ставились
комедии дель арте, менеджеры начали приглашать поначалу странствующие, а потом уже постоянные, набираемые по контракту оперные труппы.
Практически все роли в этой
комедии дель арте исполняли члены одной семьи.
Поколение за поколением русские деятели искусства интерпретировали
комедию дель арте самыми разными способами, заимствуя элементы этой уникальной и самобытной театральной культуры.
Подобный подход помогает определить, как и с какой целью русское творческое воображение использовало
комедию дель арте на разных исторических этапах.
Невообразимый гам сотрясал город, уличные клоуны и канатные плясуны до изнеможения смешили прохожих, виночерпии не успевали разливать тосканское по кувшинам и бутылкам, а на площади, где давал представление театр
комедии дель арте, протиснуться было невозможно, потому что места зрителями занимались заранее.
Комедия дель арте оказала огромное влияние на западную культуру в таких областях, как драматургия, литература, балет, опера, цирк, пантомима, музыка и живопись [Miklashevsky 1927; Duchartre 1966; Oreglia 1968; Molinari 1985].
Исследования
комедии дель арте представляют собой сложный культурологический ландшафт и охватывают самые разные области: история сценического и изобразительного искусства, драматургия, литература, история музыки и сравнительные культурологические исследования.
Я использую термин «арлекинизированные искусство и литература» для обозначения процесса транспонирования условного театрального языка
комедии дель арте на язык литературы и других искусств.
Исследуя итальянский контекст повести, я прослеживаю, что основные элементы сюжета, повествовательные приёмы, равно как и имя и характер главного героя содержат явные интертекстуальные параллели с традицией
комедии дель арте.
О происхождении
комедии дель арте велись горячие споры.
Возможно, некоторыми своими обычаями
комедия дель арте действительно обязана более раннему фарсу, однако судить об этом с должной уверенностью нельзя: отсутствие убедительных доказательств не позволяет говорить о непосредственном влиянии одной формы искусства на другую.
Следы
комедии дель арте можно обнаружить везде.
Но закат
комедии дель арте был предрешён: к концу XVII века она превратилась в собственное бледное подобие.
Комедия дель арте отличалась несколькими основополагающими художественными принципами: отсутствие заранее написанного текста, использование импровизированных диалогов, наличие масок или полумасок на лицах актеров-комиков.
Самые выдающиеся «маски» из
комедии дель арте обсуждали на театральных подмостках серьёзные смысложизненные вопросы, перемежая их шутками и буффонадой.
Его язык содержит элементы
комедии дель арте и народного театра, классического балета и акробатики.
– О, Маэстро! – граф принял гордую позу. – Мы очень любим
комедию дель арте.
Здесь же объяснялось, что это экспериментальный спектакль, который будет разыгран в духе итальянской импровизационной
комедии дель арте.
Так вот однажды произошёл случай истинно в стиле
комедии дель арте.
Игра итальянцев характеризовалась другим: динамичностью, богатой мимикой, выразительным жестом, порой смелой импровизацией, остробуффонными образами слуг – наследников традиционных масок итальянской народной
комедии дель арте.
На время меня приютила итальянская труппа, где я выучилась новому языку и начаткам
комедии дель арте.
Ну, точнее, высокий мужчина в костюме смерти
комедии дель арте.
На плакате – двое актёров, облачённых в белые костюмы и остроконечные шляпы
комедии дель арте.
В наушниках, если не отвлекаться, то при разговоре, когда открываешь рот, кажется, будто поешь его голосом, и жестикуляция итальянская, сплошная
комедия дель арте.
– Вообще-то масок в
комедии дель арте более ста, но в основном они дублируют друг друга с незначительными различиями.
Существовали театральные представления на любой вкус и кошелёк, от площадной
комедии дель арте до серьёзных придворных театров, располагавших постоянным помещением, серьёзной машинерией сцены и, что особенно для нас важно, искусственным освещением.
Изображение ценно тем, что отражает промежуточную стадию метаморфозы, которую претерпел самый знаменитый из всех персонажей
комедии дель арте.
Используя опыт и открытия предшественников, я в своей книге продолжаю изучение межкультурного и междисциплинарного феномена – влияния итальянской
комедии дель арте на русскую культуру.
Искусство русских скоморохов имело много общего с представлениями
комедии дель арте.