Что же касается массового
исторического сознания, то оно может вообще никак не отозваться на проблемы, занимающие умы узкого слоя профессиональных историков.
Однако даже при том что эта база источников сплошь и рядом грешит многими и досадными несовершенствами, она достаточна для исследования
исторического сознания современного итальянского общества.
Память о крестьянстве является частью
исторического сознания российского общества.
Анализируя тексты онлайн-дискуссий виртуальных групп в соцсетях, она показывает два разных типа
исторического сознания, два менталитета, две коммуникативные стратегии, и делает прогноз их возможного взаимодействия.
Ведь
историческое сознание может быть как источником силы, так и источником слабости народа.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: тампонирование — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Он стал возможен только потому, что
историческое сознание нации победило его внутреннее сопротивление.
Но вместе с тем она сделала возможными ложно освящённые ореолом науки лозунги, превратившие глубокое
историческое сознание времени в исконном мышлении в разменную монету.
По своей дисциплинарной принадлежности проблематика
исторического сознания формально и традиционно включена прежде всего в предметное поле историографии.
Вырабатывающееся из него
историческое сознание даёт обществу, им обладающему, тот глазомер положения, то чутьё минуты, которые предохраняют его как от косности, так и от торопливости.
Все эти перемены повлияли на представления о характере и структурах
исторического сознания.
Действительно, идея противостояния демократий тоталитарным обществам заняла ощутимое место в западном
историческом сознании.
Достижения и успехи отечественной науки в исследовании драматических страниц истории очень важны в аспекте формирования
исторического сознания российского общества.
Изучение
исторического сознания, исторической культуры, взаимосвязей и сложной эволюции представлений о прошлом в самых разных обществах и на всех континентах теперь неотделимо от её вклада, системного мышления и характерного исследовательского почерка.
Проблемы
исторического сознания и исторических представлений входят в теорию истории исторической науки.
Для большинства выработка/усвоение нюансированного, гармонично сочетающего разные точки зрения коллективного
исторического сознания невозможны.
Тогда же гораздо пространнее, в более чётком и артикулированном виде были сформулированы функции
исторического сознания в системе «общество».
Тем самым подпитывалось существовавшее многообразие идейных пластов древнерусского
исторического сознания.
Идеи, отражённые в повести, становятся магистральными для национального
исторического сознания.
Таким образом, база источников – от опросов общественного мнения до эпистолярных документов и экспертных оценок, – вобравших в себя сведения о различных феноменах
исторического сознания, в большинстве случаев формировалась и по сей день продолжает формироваться случайно, отличаясь при этом крайней бессистемностью, осложняющей даже библиографический поиск в данной области исторического знания.
Намёк на некую самостоятельность «практических» форм социальной памяти – народного
исторического сознания – вряд ли был позволителен, например, в том случае, когда приведённые определения вызывали цепь ассоциаций с советским периодом отечественной истории.
Ибо теперь поле её зрения не ограничивалось изучением произведений исторической мысли как текстов индивидуального
исторического сознания либо их «суммы», более или менее обоснованно или произвольно сформированной и определяемой в своей совокупности как та или иная историографическая школа или направление.
Она представляет собой особый «механизм сохранения и передачи информации во времени и пространстве» и формирует
историческое сознание индивидов.
Не менее важно, что учебное пособие на примере становления
исторического сознания французов позволяет лучше и глубже осмыслить и понять самих себя, своё собственное российское национальное самосознание – свою историю и свою судьбу.
Кроме того, в зазоре между профессиональной историографией и
историческим сознанием общества располагается и деятельность многочисленных исторических, археологических, краеведческих и этнографических обществ, а также полулюбительских общественных объединений и организаций, связанных с изучением прошлого.
Историческое сознание является обязательным и одним из важнейших элементов в воспитании ценностей и смыслов человека и общества, выходящих за желания потребления, в формировании понимания того, что есть истина, что есть добро, зачем я здесь, в истории, и как я должен поступить.
Основная цель
исторического сознания – извлечь опыт развития цивилизаций, со всеми историко-культурными и общечеловеческими ценностями.
Но есть в телерейтингах и то, что позволяет трактовать понятие «общее прошлое» не как риторическую фигуру, а как реальность
исторического сознания и мифологии россиян и украинцев.
Иными словами, «
историческое сознание представляет собой определённую систему взаимодействия «практических» и «теоретических» форм социальной памяти, народных преданий, мифологических представлений и научных данных (последние, разумеется, выступают лишь с момента появления науки на общественной сцене)».
Как очевидно, в ходе рассуждений об
историческом сознании обязательно возникает понятие, ему близкое, родственное и сопредельное, – историческая память, именуемая также социальной, коллективной, публичной и т. п., а вместе с ним и особое направление исследований – культура меморизации.
Тот, кто знаком с технологиями управления толпой, знает, что контроль над
историческим сознанием масс даёт колоссальную власть над ними.
Русское
историческое сознание опять стало прерогативой личного самовоспитания.
Просвещение, полученное извне, не выросшее органически из
исторического сознания народа, не может быть подлинным, а значит, не может быть и по-настоящему полезным обществу.
Совокупность этих факторов во многом затруднила процесс рационального развития
исторического сознания, породила некритическое отношение к прошлому, привела к примату эмоционального восприятия современности над рациональным, что мы сейчас и наблюдаем.
Открываются перспективы для дальнейшего развития иррациональных тенденций в общественном сознании и повседневной жизни (которые будут оказывать мощное давление на рациональное
историческое сознание), для кардинальной перемены менталитета народа, для исторического забвения…
Известно, что устойчивость общественной системы издревле связана с исторической памятью и
историческим сознанием людей, которые прямо или опосредованно влияют на социально-экономическую и общественно-политическую практику.
Деформация основ
исторического сознания, исторической памяти способствовала росту околонаучных националистических концепций, подрывала стабильность в стране.
Поэтому, говоря об
историческом сознании современного российского общества, нельзя не заметить такого явления, как его активная идеологизация.
Формы
исторического сознания испытывают в такие эпохи мощное давление извне, поскольку идеологи инноваций усматривают в сложившихся представлениях о прошлом, его связи с настоящим духовную основу консерватизма, препятствующего преобразованиям.
Наиболее опасным было манипулирование в области
исторического сознания – важного элемента общественного сознания в целом.
Применительно к конкретным историческим событиям и личностям она оказывает мощное давление на формирование рационального, критического
исторического сознания.
Попробуем теперь охарактеризовать массовое
историческое сознание россиян.
Поскольку именно вузы, специализировавшиеся на подготовке исторических кадров, несли основную нагрузку по формированию несущих конструктов советского
исторического сознания посредством реализации трёх обязательных составляющих – политико-воспитательной работы, образования и научно-исследовательской деятельности.
Реакция представителей академического пространства как носителей
исторического сознания зачастую оказывается «несимметричной».
Отметим, что именно в такие периоды, как наше время, требуется создание новой концепции, методологии и методики исследования состояния
исторического сознания, исторической памяти, тенденций их формирования в современных условиях.
Настоящей ареной идеологического противостояния в общественном сознании российского общества выступает
историческое сознание.
XIX век – век пробуждения
исторического сознания европейских народов.
Возможно, самое поразительное в нашем сегодняшнем
историческом сознании связано с тем, что фантазийная конспирология легко уживается с материалистическим взглядом на историю.
Поэтому «перед
историческим сознанием постоянно стоит великая проблема фундаментальной основы человека, существующего в доисторическую эпоху» [стр. 57].
Проблема дальнейшего изучения фундаментальных особенностей исторической памяти и
исторического сознания молодёжи – предмет многочисленных историко-социологических исследований.
Тем более, начиная с 1928 года трансформация историографии была прервана началом сталинской форматизации
исторического сознания казахов.