Если легенда родственна духовным стихам, то предание в какой-то степени родственно
историческим песням.
Это – певец
исторических песен (jongleur de geste).
Сторонники первичного появления
исторической песни, предшествовавшего возникновению былины, считали, что в основе былин лежали конкретные исторические факты, а у былинных персонажей были конкретные исторические прототипы.
Например, во многие сказки составной частью входят достаточно большие поэтические отрывки, в
исторические песни вклиниваются притчи и т. п.
Первые
исторические песни были очень похожи на былины, однако уже в них проявлялись особенности жанра: близость содержания к конкретным историческим событиям, изображение в качестве героев действительно живших людей, не наделяемых преувеличенной физической силой или волшебными свойствами.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: бой-девка — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Постепенно
исторические песни всё больше отходят от традиционной былинной поэтики.
Но из
исторической песни слова не выкинешь.
Вопрос об отношении былины к
исторической песне сложнее, чем вопрос об отношении её к духовному стиху и к балладе.
Былина и
историческая песня выражают сознание народа на разных ступенях его исторического развития в разных формах.
Исторические песни являются прекрасной иллюстрацией к страницам истории украинского народа.
Что касается, скажем, советских фольклористов, этнографов и историков, которые довольно много писали об устных текстах XVII–XIX веков, очевидным образом имевших именно политическое значение (скажем, о так называемых
исторических песнях, утопических легендах, слухах и толках), то им неизбежно приходилось подгонять свои находки и соображения под господствовавшие идеологические и историографические модели.
Как мы увидим, былина древнее
исторической песни.
Очень близки к
историческим песням баллады – один из любимых видов устного творчества нашего народа.
Исторические песни албанцев тесно связаны с песнями богатырскими, и иногда трудно первые отличить от вторых.
Русские былины и
исторические песни практически не пересекаются с летописями; церковные или житейские поучения – со сказками или быличками; даже духовные стихи (фольклорные произведения христианского содержания) не имеют никакого сходства ни с житиями святых, ни с «хожениями» знаменитых паломников.
Массовая партизанская и красноармейская песня периода гражданской войны представляет для нас сейчас ценность как современная
историческая песня.
Исторические песни рисуют нам если не единую эпоху, то, во всяком случае, единое течение событий: XVI и XVII века по преимуществу.
Наконец, есть ещё одна область, смежная с областью героической песни: это область
исторической песни.
Утром ещё за русской
исторической песней.
Одновременно с
историческими песнями возникают баллады – эпические песни с семейно-бытовой тематикой, в основе которых лежат трагические конфликты.
Сюжет
исторических песен обычно сводится к одному эпизоду.
Большинство этих песен относят к разряду исторических баллад и публикуют их как в сборниках баллад, так и в сборниках
исторических песен.
Старшие
исторические песни XIII–XVI вв. ближе к былинам наличием развёрнутого сюжета, стилистикой, а младшие – XVШ-XГX вв. начинают испытывать всё большее влияние лирических песен и постепенно переходят в солдатские песни лирического звучания.
Относительно времени происхождения
исторических песен среди фольклористов существуют разногласия.
Это свидетельствует о том, что
исторические песни появлялись в народе сразу же после волновавшего его события.
Наряду с «былинами», в его сборник вошли
исторические песни и скоморошины, зачастую скабрёзного содержания, из-за чего издавать его невозможно было без цензурных купюр!
Отдельный раздел составляют так называемые
исторические песни.