Эрлих высоко оценивает вклад основателей
исторической школы права в объяснение природы негосударственного права.
Историческая школа права смыкается с религиозными воззрениями.
Отнюдь не считая социальные институты неизменяемыми, основатели
исторической школы права стремились к более глубокому пониманию подобных институтов.
Представители
исторической школы права сделали попытку ввести в теорию права исторический элемент.
Наибольшее развитие получила в конце XVIII – начале XIX вв. в трудах представителей немецкой
исторической школы права (Гуго, Савиньи, Пухта и др.).
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: всеподданнейше — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Историческая школа права попыталась противостоять этому, но торжество её было недолгим.
Таким образом, постепенно из
исторической школы права развилась наука о пандектах, которая занималась исключительно систематизацией и догматической обработкой нормативного материала римского права.
Особо выделяется
историческая школа права.
Представители
исторической школы права считали, что естественного права не существует, а есть лишь позитивное право, которое складывается исторически по мере накопления народом опыта.
Остановить полёт пылкой фантазии, направить ум гражданина на исторические основы существования каждого государства – вот мотивы, объясняющие в значительной степени успех
исторической школы права и покровительство ей со стороны правительства, так же как и успех гегелевской философии, признавшей разумность действительного.
Как ни решительно становится он на сторону
исторической школы права, как ни твёрдо убеждён в национальном характере права, но всё же он не может отказаться от мысли, что в истории права заложена какая‐то общая идея, раскрытие которой и придаёт правоведению научный характер.
Историческая школа права опровергала естественно-правовое учение XVII–XVIII столетий с иных позиций, нежели социологическая школа.
Согласно учению
исторической школы права, «воля человеческая не играет роли в развитии права, которое происходит чисто объективно (бессознательно), по началу необходимости».
Их теории, как правило, критически оценивали
историческую школу права и высказывали поддержку естественно-правовой концепции.
Роль германской науки в формировании
исторической школы права.
Реакция
исторической школы права на космополитизм и формализм естественноправовой доктрины конца XVIII в., появление и бурный рост в XIX столетии позитивной философии не повлекли, собственно говоря, какоголибо серьёзного изменения существа поставленной задачи – научного изыскания критериев, при помощи которых можно было бы оценивать право положительное, исходя из требований высшей справедливости.
Историческая школа права смогла преодолеть склонность естественного права к произвольным и религиозным трактовкам, подчеркнув необходимость изменения правовых норм для гуманизации законодательства.
Историческая школа права видела в государстве торжество народного духа, способ его легитимации, поскольку как язык и обычаи, так само право и политические учреждения являют собой органическое проявление народной жизни.
В отличие от основателей
исторической школы права, которые были консерваторами, эти предшественники исторической школы немецких экономистов относились к либеральному направлению («хотя и не к… абстрактно-либеральному») и намеревались использовать свои «превосходные и основательные знания политической истории в политической науке».
Автор обращает внимание на работы представителей
исторической школы права (Савиньи, Пухта), в качестве главных положений этой школы выделяет их тезис о государстве как непосредственном результате истории народного быта и народного характера, возникшего из совместной жизни народа и его мышления.