Современная
исламская мысль предлагает различные классификации общих принципов фикха.
Напомним, что под фикхом
исламская мысль понимает как науку о шариатских правилах внешнего поведения, так и сами указанные нормы.
Такие методы называются шариатскими, во-первых, потому, что
исламская мысль считает их предусмотренными самим шариатом.
Однако, как представляется, степень вариативности подходов
исламской мысли к мирским проблемам несравнимо выше.
Исламская мысль объясняет это тем, что такие взаимоотношения людей практически неисчерпаемы и, естественно, не могли быть в прямой форме детально отражены в священных текстах.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: русофилка — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Эти три направления ортодоксальной
исламской мысли имеют между собой некоторые различия, которые не носят принципиального характера.
Не стоит также забывать, что сформулированные в рамках иджтихада нормы и оценки
исламская мысль теоретически считает «извлечёнными» из шариата.
Исламская мысль исходит из того, что указанные интересы делятся на три категории: жизненно необходимые нужды; потребности, удовлетворение которых освобождает человека от житейских тягот, а также желания и стремления, позволяющие в случае их реализации раскрыть все способности и наилучшие качества людей.
Вместо этого, мы сосредоточимся на главном звене в цепочке
исламской мысли на протяжении от одиннадцатого по четырнадцатый век.
Не случайно некоторые авторитетные исследователи считают, что религиозная догматика занимает в шариате даже подчинённое положение по отношению к праву, а отдельные направления
исламской мысли вообще ограничивают шариат правилами внешнего поведения человека.
Исламская мысль разработала немало классификаций шариатских «указателей» в зависимости от различных критериев.
Не случайно сформулированные указанным образом правила представляются
исламской мыслью шариатскими, точнее говоря, «извлечёнными» из шариата.
Кстати, такая особенность фикха явилась итогом практической реализации на протяжении веков максимы «каждый муджтахид прав», сформулированной
исламской мыслью.
При этом следует принять во внимание формируемое в последние десятилетия современной
исламской мыслью представление о том, что нормативная сторона шариата воплощается и реально существует для человека только в форме выводов фикха.
Если это сделать, эволюция
исламской мысли окажется во многом немотивированной, а её содержание необъяснимым.
Здесь мы касаемся, пожалуй, самого сокровенного и сущностного в
исламской мысли отношения к слову.
Большинство из них были купцами или богословами, занимавшимися
исламской мыслью и практиками, а не юристами и журналистами, включёнными в обсуждение правовой реформы.
Изучение их богатого философского наследия способно оказать немалую помощь при создании исламской педагогической системы, а также может стать отправной точкой для изучения истории
исламской мысли и цивилизации в целом.
Актуальным направлением развития
исламской мысли, безусловно, является и разработка проблемы прав человека.
Задача существенно усложняется тем, что труд посвящён религиозной в своей сути деятельности
исламских мыслей и подвижников, неразрывно связанной с самыми глубинами сакрально-медитативными движениями человеческого естества, перенести которые с языка исламской мистики и изощрённых духовных интуиций на общепринятый язык европейской философии крайне затруднительно, если вообще возможно в полной мере.
По этой причине
исламская мысль неизбежно приписывает искусство мудрости; в глазах мусульманина искусство, в сущности, основано на мудрости, или на науке; назначение науки – это формулирование мудрости в терминах преходящих понятий.
Несомненно, родоначальники и основоположники исламской философской традиции обратили свой взор на древнегреческую философию и через призму
исламской мысли глубоко и всесторонне её исследовали, достигнув огромных успехов.
При этом, как и в прошлом,
исламская мысль живо реагирует на самые актуальные проблемы, волнующие мусульманское сообщество.
На наш взгляд, к таким первостепенным задачам, которые
исламская мысль призвана решить, принадлежит определение позиции ислама по отношению к самой глобализации и религиозному экстремизму (в том числе опирающемуся на исламские постулаты), а также обоснование принципиального подхода к перспективам политического реформирования мусульманского мира.
Секрет необходимости всестороннего исследования в этом направлении кроется в том, что постижение процесса становления
исламской мысли и стадий развития мусульманской науки и культуры зависит от знания истории исламской педагогики и этико-педагогических воззрений мусульманских философов.
Эта проблема, лежащая в самом основании
исламской мысли, оказала сильнейшее влияние на формирование культуры ислама, которая стремилась найти баланс между совершенной непознаваемостью божественной самости и тем, как она была явлена людям.
И именно засилье невежества и непонимания того, что представляет собой ислам, в своё время натолкнуло меня на мысль, что изучение великой духовной и гуманистической суфийской традиции, воспринимаемой в качестве главного атрибута
исламской мысли и практики, послужит наведению мостов над цивилизационной пропастью.
Он утверждает, что хотя фундаменталистская форма
исламской мысли, которая превалирует сегодня, сама является мифической, она представляет собой такую форму мифа, которая приобрела для верующих признаки закона, заповеди, и поэтому не кажется им мифом.
Средневековые путы заморозили
исламскую мысль.
А политэкономия современной
исламской мысли добавляет к этому учение о том, что общество стремится превратить всё внутреннее время человека в разнообразное отчуждённое от него классифицированное и оценённое время, которое становится внешним объектом, материальным артефактом.
Исламская мысль понимает фикх как знание правил внешнего поведения на основе изучения их источников либо как науку об «извлекаемых» из этих источников нормах или оценках поступков человека.
Интересно, что если шариатские «указатели»
исламская мысль считает центральным элементом «корней» фикха, то сам фикх она нередко называет «наукой о ветвях».
Кроме того, изучение истории педагогических и социально-политических идей послужит отправной точкой для познания истории
исламской мысли и цивилизации в целом.
Современная
исламская мысль исходит из того, что западная позитивистская концепция, основанная на понимании права как сформулированных самим человеком и признанных государством норм, не опирается на объективный критерий, который может быть положен в основу определения природы универсальных, единых для всех прав и свобод человека.
В итоге то или иное восприятие глобализации мусульманским миром зависит от её оценки
исламской мыслью.
Между основами, целями, принципами и метода ми этики и педагогики либо нет гармонии и взаимосвязи, либо не приложено достаточно усилий для их познания и обнаружения, хотя они могли бы сыграть неоценимую роль в развитии
исламской мысли.