Стремительная
информатизация общества, которая требует строить учебный процесс на разнообразии источников знаний и информации, с применением современных технологических разработок.
Принципиально важным для качественного анализа процессов
информатизации общества является глубокое понимание и правильное использование в предметном поле социальной информатики теоретических подходов и понятий, заимствованных из теоретической информатики.
Как уже отмечалось, наиболее адекватным возможности глубокого изучения социальных аспектов
информатизации общества является определение информатики как научного направления, изучающего информационные процессы в трёх средах – обществе, природе и технических устройствах (схема 2).
Очередной этап развития общества наступает при реализации не одного, а целого комплекса критериев, рассмотрение которых каждого в отдельности позволяет раскрыть многоаспектность проблемы
информатизации общества.
Главным критерием успешности
информатизации общества является достижение существенного прогресса в социальной, культурно-духовной и интеллектуальной сферах.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: съёживать — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Следующий мощный импульс в развитии
информатизации общества связывают с появлением в начале 80-х г. микропроцессорной элементной базы средств информатики.
Проблематика
информатизации общества входит в общее понятие «информатика».
За последние годы социальные процессы ознаменовались началом глобальной
информатизацией общества.
При этом ранняя фаза
информатизации общества наступает по достижении удельной информационной вооружённости примерно 10 операций в секунду на человека (оп/с/чел.), завершающая фаза соответствует достижению значения 10–20 млн оп/с/чел., что обеспечивает беспроблемное удовлетворение любых информационных потребностей каждого человека в любое время суток и в любой точке пространства.
При этом ранняя фаза
информатизации общества наступает по достижении удельной информационной вооружённости примерно 10 оп/с/чел., что соответствует развёртыванию достаточно надёжной междугородней телефонной сети.
Рассмотрены проблемы развития образования в контексте
информатизации общества; представленности позиций, относящихся к нравственности в когнитивных картах российского поколения Z; проблемы понимания содержания текста как когнитивного процесса и др.
Проблематика социальных последствий
информатизации общества достаточно активно развивается в мировой науке, есть достижения и в реализации моделей информатизации в общественной практике ряда стран, где информатизация является механизмом решения социальных проблем.
Отечественная наука обратилась к исследованию
информатизации общества значительно позже.
Массовая
информатизация общества возможна лишь после распространения компьютеров интеллектуального типа с так называемым «дружественным интерфейсом».
Внутриличностная коммуникация(автокоммуникация) является важной предпосылкой развития социокультурного варианта
информатизации общества.
Эта закономерность в перспективе определится как теоретическая база
информатизации общества, предметом которой станет социальный интеллект как основной ресурс человечества в решении жизненно важных проблем.
То есть великий опыт показывает, что ведущее значение имеет не столько техническая
информатизация общества, сколько организация общественно целевой, полифункциональной ноосферы, её наполнения всё более ценными для общественного прогресса знаниями.
Сложившаяся в современной практике порядковая шкала-тенденция слагаемых
информатизации общества прямо противоположна идеальной и реализует не диалектический, а антагонистический вариант их взаимосвязи.
Известными характерными признаками такого общества является явная обусловленность экономического, социального, научного и всего развития страны широким внедрением новых информационных технологий, обеспечивающих эффективную
информатизацию общества, которая, в свою очередь, обеспечивает информационную безопасность общества, в том числе обеспечивает его качественной информацией, информационными продуктами, услугами и знаниями, являющимися сегодня важнейшим стратегическим ресурсом страны.
Тоффлер также исходит из того, что время институционализации отдельных сфер и отнесение этих институтов (школы, больницы) к зоне ведения государства, характерной для эпохи индустриализма, заканчивается: следствием
информатизации общества (переходом к постиндустриальному типу) станет перенос функций публичных учреждений обратно в семью.
Таким образом, на этапе
информатизации общества методологические основания дидактического обеспечения образовательного процесса в высшей школе рассматриваются нами с позиции определения сущности, ключевых понятий, формирующих научно-теоретическую основу дидактического обеспечения, что позволяет объективно раскрыть его содержание через комплекс компонентов, входящих в структуру образовательного процесса (средств, методов, технологий и организационных форм обучения).
Внедрение компьютеров, современных средств переработки и передачи информации в различные индустрии послужило началом процесса, называемого
информатизацией общества.
Считается, что период
информатизации общества по данному критерию должен составлять не менее шести десятилетий.
Под информационной техносферойпонимается инструментально-технологическая среда общества, представляющая собой совокупность технических средств
информатизации общества и информационных технологий, обеспечивающих возможности их социального использования.
Особенно широко термин “информатизация” стал обсуждаться в нашей стране в 1988-1990 гг. в связи с разработкой концепции
информатизации общества.
Динамизм и глобализация экономики,
информатизация общества актуализируют современный подход к подготовке экономических кадров в системе высшего образования, основанный на компетенциях.
Главная опасность, на мой взгляд, состоит в том, что, увлёкшись огромной перспективой, которую открывает
информатизация общества, человек может в ещё большей степени оторваться от природы.
Информатизация общества ведёт к замене интеллекта человека на интеллект машины.
Однако анализ новейших тенденций процесса
информатизации общества показывает, что само внедрение компьютеров, их военное, промышленное, коммерческое, научное, воспитательное, культурное и информационное применение не автономны, а в значительной степени зависят от системы коммуникаций.
Но методологические принципы и концептуальные ядра теории, а также технология, методы криминологических исследований не могут оставаться неизменными, ибо
информатизация общества требует выдвижения новых теоретико-методологических подходов, обновляющих криминологический и отчасти социологический подходы.
Нашей задачей поэтому становится выяснить конкретно-исторические характеристики британской элиты в обществе развитой демократии, где всё больший вес приобретает такой ключевой критерий, как медиатизация публичной сферы и рост
информатизации общества.
Переход на модель устойчивого развития невозможен без ускоренной и широкомасштабной
информатизации общества и его сферы взаимодействия с природой.
На схеме 1 изображена структура социальной информатики как научного знания, при этом очевидно, что ряд аспектов
информатизации общества остался вне его поля.
Особое значение для правильного анализа процессов
информатизации общества имеет знание как сущности и специфики, так и исторического аспекта развития информационно-обменных процессов.
Более того, отмечается насущная необходимость сохранения книги как атрибута культуры, ответственного за формирование и развитие индивидуально-образного, абстрактного мышления, без которого
информатизация общества теряет свой смысл.
К таковым относятся: глубокий разрыв между центрами
информатизации общества и местными (локальными) сообществами, тенденции к унификации социально-культурного пространства, с одной стороны, и стремление сохранить и подчеркнуть индивидуальность отдельного человека, с другой.
Более того, в эпоху ускоренной технизации и
информатизации общества сентиментальная литература приобретает важную антропологическую миссию, рассказывая о неистребимости эмоционального в человеческой натуре.
Стоит отметить, что с одной стороны, глобализация, научно-техническое развитие,
информатизация общества создают условия для дальнейшего развития индивида как личности, для полноценной и эффективной реализации его прав и свобод.
–
Информатизация общества устроилась так, что внимание большинства стало новой валютой мирового порядка.
Для дальнейшего исследования немаловажное значение имеет понятие «информационное образование», под которым подразумевается «часть системы образования, появление которой обусловлено явлениями «информационного взрыва» и «информационного кризиса», глобальным характером
информатизации общества, внедрением информационно-коммуникационных технологий во все сферы человеческой жизни, становлением и развитием информационного общества».
Причём, по его мнению, …вся совокупность процессов, связанных с автоматической обработкой, поиском, машинным хранением, передачей, преобразованием и практическим использованием непрерывно возрастающего потока информации во всех сферах общественной жизни, составляет сущность
информатизации общества.
Таким образом, состояние
информатизации общества и образования, привёдшее к революционному изменению образовательной среды и самого учащегося, требует от образования адекватного развития.
Осмыслением возможностей
информатизации общества и образования занимаются все ведущие социогуманитарные и естественные науки.
Конечно, есть изменения в обществе, среди них есть и целый ряд негативных, есть и позитивные, поэтому необходима трезвая нетенденциозная оценка феномена
информатизации общества и учёт ограниченности информатизации при построении стратегии развития общества.
Нельзя не учитывать, что
информатизация общества серьёзным образом увеличила информационную нагрузку на человека.
Информатизация общества нивелирует роль учёного и преподавателя, математика и историка, учителя и учащегося.
В результате развития вычислительной техники и
информатизации общества возникли понятия цифровой и информационной реальностей.
Социальную информатику считают и общенаучным знанием, и самостоятельным научным междисциплинарным направлением, и отраслью информатики и, в узком смысле, специальной социологической теорией, изучающей проблемы
информатизации общества .