Признание осознанности научных понятий не предполагает автоматического отрицания осознанности
житейских понятий, которые также могут быть результатом размышления, рефлексии, хотя характер осмысления здесь иной.
Житейские понятия спонтанны и неосознанны, эмпирическим подтверждением чего является, в частности, установленное в ходе исследования отсутствие у детей 7–12 лет осознания правильно выполняемых ими умственных операций.
Обычный ребёнок приходит в школу, уже обладая системой
житейских понятий, во взаимодействии с которой постепенно формируются научные понятия, развивается словесно-логическое мышление.
Соотношение научных и
житейских понятий рассматривается ими на материале исследования понятий в детском возрасте.
Развитие
житейского понятия должно достигнуть известного уровня для того, чтобы ребёнок вообще мог усвоить научное понятие и осознать его.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: полонина — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Большой интерес представляет определение научных и
житейских понятий.
Важно и то, что
житейские понятия определяются как начальный и важный этап развития общественного познания.
В отличие от обыденных
житейских понятий специальное научное понятие – это всегда факт научной концепции, результат теоретического обобщения.
Житейские понятия складываются в обыденной жизни без специальной рассудочной деятельности на основе интуитивных обобщений.
Конечно, каждый был представителем своей эпохи, своего собственного общества и государства со всеми их
житейскими понятиями и политическими предрассудками.
Именно он впервые вводит в психологию дефиницию «
житейское понятие», наполняет её психологическим содержанием, что имеет особый смысл для истории психологии, изучающей разные формы бытия психологического познания,– научные и вненаучные.
Это определение, акцентирующее внимание на общем базовом основании любых понятий, позволяет сделать вывод, что
житейские понятия, так же как и научные, являются формой обобщения психологического знания и в этом качестве могут и должны быть предметом историко‐психологического исследования.
Житейские понятия у детей характеризуются как обобщения «элементарного типа».
Отличаются они и по времени появления в психической жизни человека:
житейские понятия предшествуют научным, являются более ранними, исходными, первичными; научные понятия возникают на более поздних стадиях развития.
Достаточно противоречивыми как относительно мышления ребёнка, так и применительно к особенностям различных форм общественного познания являются утверждения о том, что научные понятия начинают своё движение с того уровня, до которого ещё не дошло в своём развитии спонтанное понятие, об их своеобразной «противофазовости» (сила научного понятия в том или ином аспекте – слабость
житейского понятия в этом же аспекте, и обратно).
Через обозначающие их термины теоретические понятия, наряду с
житейскими понятиями и обыденными словами естественного языка, выполняют коммуникативную функцию, но, по сравнению с ними, являются более эффективным средством общения.
Потебня пишет, что, обнаруживая в результате самонаблюдения психологические явления, люди обобщают их соответственно возможностям своего умственного развития, и на этой основе начинают формироваться первые
житейские понятия.
Житейские понятия формируются «из собственного жизненного опыта», возникают в ходе практического освоения мира; научные понятия – результат целенаправленной мыслительной деятельности и обучения.
Это лишь краткие формы записи совершенно простых
житейских понятий – вы их, несомненно, легко поймёте.
Этим
житейским понятиям никто специально не обучает, уроков «здравого смысла» не существует.
Потом осваивает
житейские понятия.
В школе ребёнка обучают научным терминам (сумма, делитель, произведение), дома же малыш знакомится с
житейскими понятиями: стол, одежда, день, ночь.
Однако практика показывает, что использование данных этих исследований в процессе формирования научных представлений о личностных особенностях способствует более эффективному и быстрому вытеснению неправильных
житейских понятий.
С
житейскими понятиями всё наоборот.
Таким образом, в ходе воспроизведения в собственном сознании и мозге окружающей нас реальности, выработалась последовательность возникновения понятия об этом феномене природы, живой материи и человеке, получившем широкую известность не только в мире научного знания, но и в мире обыденных
житейских понятий и представлений.
Но не думайте, чтобы всё это были чисто литературные факты: нет, если вы внимательнее присмотритесь и прислушаетесь к этим представителям различных эпох нашей литературы и различных эпох нашего общества, – вы не можете не заметить более или менее живого отношения между их литературными и их
житейскими понятиями и убеждениями.
Однако духовное прошлое народа не может ограничиваться
житейскими понятиями.
Она проявляется в виде
житейских понятий, реальных способов личной саморегуляции и других форм психологической деятельности.
Вы словно на подиуме, красуетесь, меняете костюмы, меняете дома, машины, друзей…вы меняете нравственные ценности, вы подменили
житейские понятия.
Это обозначение, осуществляемое в форме научных понятий, метафорических образов,
житейских понятий и т. д., позволяет исследователю владеть предметом мышления как целостностью.
Однако сформировать личность в соответствии с той или иной теоретической моделью или идеальным образом и развитие её потенциальных возможностей в виде окультуренных природных задатков,
житейских понятий, мировоззренческих представлений и т. д., усвоенных в результате социального взаимодействия с другими людьми, не одно и то же.
Для меня
житейское понятие нормальности связано с отсутствием у человека психических заболеваний, что даёт ему возможность самому заботиться о своей жизни, т. е. как-то относиться к ней.