Вторая основная идея, перенимаемая психологией от кибернетики, – это междисциплинарность исследований, что особенно заметно в изучении
жизнеспособности семьи.
Говоря о
жизнеспособности семьи, которой посвящён раздел книги, мы отмечаем факт появления нового понятия в психологии семьи и смежных с нею областях науки, что также привело к возникновению разных его определений.
Актуальность и востребованность исследований
жизнеспособности семьи выражается в значительном увеличении числа публикаций по этой теме.
Утверждение, что «философия – это искусство формировать, изобретать, изготавливать концепты» (Делёз, Гваттари, 1998, с. 10), помогает понять закономерность появления в философии концепта «жизнеспособность» и обосновать новые концепты: «жизнеспособность человека», «
жизнеспособность семьи» уже в психологии.
Таким образом, разработка понятий «жизнеспособность человека», «
жизнеспособность семьи», объединяющих ряд терминов, часто близких по содержанию, должна привести к построению взаимосвязей между внешними и внутренними факторами, воздействующими на человека и семью, к определению структуры их жизнеспособности и к выделению на основе этого её системообразующего фактора.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: макрельный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Очевидно, что в понятийном поле терминов «жизнеспособность человека» и «
жизнеспособность семьи» существует целый ряд определений.
Выявление потенциала развития субъектности представляется важной задачей для эффективной работы с семьями, создания методик комплексной оценки системных семейных ресурсов и
жизнеспособности семьи в русле существующих в отечественной психологии теоретических подходов (Махнач, Постылякова, 2012) и может, в свою очередь, обогатить эмпирический арсенал системно-субъектного подхода.
Перечислим лишь некоторые из них: регуляция поведения в семье, влияние семьи на интеллектуальное и нравственное развитие детей, становление приёмного родительства, как профессии, совладающее поведение в семье,
жизнеспособность семьи и др.
Во многом термин «
жизнеспособность семьи» ещё не концептуализирован, его понятийное поле по-прежнему не является чётко очерченным и на сегодняшний день в основном представляет собой сбор и анализ феноменов, связанных с этим понятием.
Жизнеспособность семьи рассматривается как многофакторное и динамическое образование.
Жизнеспособность ребёнка связана с
жизнеспособностью семьи, школы, города, страны и общества в целом, как и с жизнеспособностью биологических систем, регулирующих стресс или защищающих от болезней.
Паттерсон предположила, что существуют четыре ключевых процесса, описывающих
жизнеспособность семьи и концептуализирующих это понятие.
Уолш, которая одна из первых обратилась к теме
жизнеспособности семьи, в теоретическом обзоре описала основные процессы в семье, которые работают как защитные факторы.
Изучение
жизнеспособности семьи закономерно продолжились в поиске источников силы и ресурсов семьи вопреки всем неблагоприятным факторам внешней среды и обстоятельствам внутри семьи.
Отвечая на эти вопросы, особенно на последний, исследователь или психолог-практик должен обратиться к поиску и определению факторов, способствующих
жизнеспособности семьи, т. е. семейным ресурсам, которые рассматриваются исследователями в качестве сильных сторон семьи (Махнач, Постылякова, 2003; Постылякова, 2015; Balswick, Balswick, 1999; Olson, 1991; и др.).