Проживание музыки в движении позволяет объективировать многие скрытые
душевные процессы, выделить механизмы, лежащие в их основе, описать типы и стадии развития музыкального восприятия.
Поэтому все
душевные процессы почти беспрепятственно переходят у детей в движения.
Как только исчезает определённость разграничения, например, когда люди убеждаются, что
душевные процессы зависят от телесных, и обратно, что добро и зло относительны и проч., так в дуализме возникает дезорганизация, борьба его центральных тенденций, неустойчивость форм; выходом является подчинение одного принципа другому или их обоих иному, третьему, словом – переход к «монизму» [7].
Аналогичным образом искусство и ремесленная техника (инструментальная техника), несомненно, имеют общий исходный пункт в изображениях, которые выражают
душевные процессы и при этом одновременно производятся так, что долгое время могут служить полезным целям.
Однако тогда нам придётся отметить, что говорить о господстве принципа удовольствия над течением
душевных процессов, по существу, было бы неверно.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: маммология — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Сегодня она интересна как первая робкая попытка приоткрыть завесу над болезненными
душевными процессами поэта, которые привели его к безвременной душевной гибели и которые частично отразились в его творчестве.
Изучение сновидения мы можем рассматривать как самый надёжный путь к исследованию глубинных
душевных процессов.
Другими словами, вы допускали, что наши возможности прямого волевого управления своими
душевными процессами значительно шире, чем оказалось на самом деле.
Будь это так, подавляющее большинство наших
душевных процессов должно было бы сопровождаться удовольствием или вести к удовольствию, тогда как весь наш обычный опыт активно противоречит этому.
Автор стремился наглядно представить род внутренних
душевных процессов, благодаря которым познание освобождается от своих, присущих ему в чувственном мире, границ и делается способным к переживанию сверхчувственного мира.
Познание природы сводится для него, по существу, к языку и внешним проявлениям бессознательных
душевных процессов.
Истерическая конверсия утрирует эту часть течения аффективного
душевного процесса; она соответствует более интенсивному, направленному на новые пути выражению аффекта.
Определённые
душевные процессы нормальным образом должны были бы развиться настолько, чтобы они стали известны сознанию.
Сознание проявляется в различных
душевных процессах: в процессе внимания, памяти, воображения и рассудка.
То есть,
душевные процессы имеют свойство сопровождаться страданием и переживанием – неважно каким: негативным или позитивным.
Всё, что мы обнаруживаем позднее в виде
душевных процессов, движений, форм выражения и т. д., способностей и «дарований», проистекает из этой индивидуально осуществляемой тренировки, из творческой энергии индивида, которая в своих поисках и заблуждениях устремлена к фиктивной конечной цели, к своему финалу.
Иное дело, что, для того чтобы использовать слово в качестве «прибора», нужно рассматривать его не как искусственное орудие выражения отвлечённого содержания мысли, а как живое воплощение конкретного
душевного процесса мышления.
Так, расширенный объём «Рыцаря на час» заполнен не столько картинами внешней жизни, сколько отражением
душевного процесса.
Как субстратом, ареной телесных болезней являются внутренние органы, так психические расстройства разворачиваются в сфере
душевных процессов.
Если уж быть последовательным до конца и стремиться найти физический аналог
душевных процессов, то более всего для этого нам подходит человеческое тело и особенно – лицо человека.
Получается так, как будто эти больные не покончили с этой травматической ситуацией, как будто она стоит перед ними как неразрешенная актуальная проблема, и мы вполне серьёзно соглашаемся с этим пониманием; оно показывает нам путь к экономическому, как мы называем, рассмотрению
душевных процессов.
Духовные ценности соответствуют понятию духа,
душевные процессы соответствуют душе, тело есть тело.
Но у этой характеристики есть недостаток: среди
душевных процессов почему-то не названы эмоции, хотя они составляют важнейшую часть психики человека.
Заметим, что, описывая суть происходящего изменения, Пастернак выходит за рамки собственно
душевных процессов и состояний.
Из этого небольшого обобщения можно сразу заметить о каких глубоких
душевных процессах нашего бытия и о каких много значащих знаниях должна пойти речь во всех этих трудах.
Это совокупность неосознаваемых
душевных процессах и их продуктов, безотчётных и неподдающихся контролю со стороны сознания.
Так процесс чихания это, конечно, психический процесс, имеющий: и причину своего возникновения, и кинесическое действие, и испытанное чувство, и результат, – но отнести его к категории
душевных процессов вряд ли было бы обоснованным.
Теперь же отметим ещё одну особенность
душевных процессов (души), совершенно не свойственную духу.
Бессознательное же – всецело вотчина
душевных процессов.
Как обладающая твёрдостью углекислота при нагревании превращается в пар, лишённый твёрдости, так и наделённые способностью страдать и переживать
душевные процессы, сублимируясь (в процессе творчества) в дух, теряют свою способность переживать и страдать.
Сама спонтанность
душевных процессов автоматически выбирает и обозначает приоритетные направления, в которых необходима деятельность нашего разума и сознания.
Как и вникать в их индивидуально-специфические особенности и закономерности ума и характера, образа жизни и стиля мышления, тонких
душевных процессов.
Современные психологические исследования используют эмпирический метод для изучения
душевных процессов.
Детская психика – это узаконенная система
душевных процессов и функций, которая развивается у детей на протяжении всего детства.
Первое может быть сформулировано следующим образом: вместо того чтобы допустить гипотезу о бессознательных мыслях, о которых мы ничего не знаем, не лучше ли нам предположить, что сознание может быть разделено, так что отдельные мысли или другие
душевные процессы могут образовать особое сознание, отделённое от главного ядра сознательной психической деятельности и чуждой ей.
Помимо
душевных процессов психология изучает и особенности эволюционного развития человека, его телосложение и нервную систему.
Психика – это способность отражать объективный мир с его связями и отношениями, совокупность
душевных процессов.
Отсюда широкий простор, открываемый фантазии в указанных
душевных процессах.
Для одного индивидуальным чарующим фетишем служит особое выражение глаз, для другого – особый тембр голоса или особый запах, даже искусственный (духи), или рука, нога, ухо и т. п., и этот фетиш представляет собой исходный пункт сложной цепи
душевных процессов, общим выражением которых является любовь, т. е. стремление к физическому и духовному обладанию предметом любви.
После завершения лечения я ещё четыре года не спешил с публикацией, пока не услышал об одной перемене в жизни пациентки, которая позволила мне предположить, что её собственный интерес к рассказываемым здесь событиям и
душевным процессам теперь мог поблёкнуть.
Но поскольку аналитическая практика как таковая в конечном счёте ведёт к построению теории
душевных процессов только через решение практических задач, то, чтобы действовать правильно, мы должны исследовать пути, которые от чисто эмпирической практики через теорию ведут к теоретически обоснованной практике.
Наши толкования сновидений производились с учётом объявленных заранее предположений, что сновидение вообще имеет смысл, что бессознательные в какое-то время
душевные процессы существуют не только при гипнотическом, но и при нормальном сне и что все возникающие по поводу сновидения мысли детерминированы.
Возможно, нам удастся различить, какая часть скрытых
душевных процессов происходит из индивидуальной, а какая – из филогенетической эпохи.
Очень жаль, что эта токсическая сторона
душевных процессов до сих пор ускользала от научного исследования.
Все
душевные процессы настолько тонки, что трудно заметить их течение, разобраться в них, но именно из таких невидимых потоков непрестанно плетется полотно жизни.
Вспомните: у вас, наверняка, были такие дни, когда вы, ни с того ни с сего, чувствовали себя прекрасно, и вам ничего не требовалось для этого, вы просто ощущали свою ценность и значимость, чувствовали себя способным на многое, а все
душевные процессы протекали свободно и легко, вы находились в согласии с собой, не было чувства какой-то неполноценности, и вас не подавляли всевозможные переживания.
Но понятие детерминизма в отношении
душевных процессов, скорее, более широкое – при определённой причине возможна поливариантность симптомов.
Как уже было сказано, предметом исследования психопатологии служат реальные
душевные процессы, их условия, причины и следствия.
Малоподвижная мимика в принципе указывает на постоянство
душевных процессов.