Медицинская и ветеринарная помощь, народное образование, содержание дорог, статистика, страховое дело, агрономия, кооперация и т. д. – такова была сфера
деятельности земств.
Политическая
деятельность земства ослабевает: оно как бы уходит в себя, отчаявшись в возможности осуществить свои стремления.
В числе прочей
деятельности земства могли открывать и содержать школы.
Довольно широкий круг хозяйственной
деятельности земств был, однако, ограничен указанием на то, что «земские учреждения, в постановлениях и распоряжениях своих, не могут выходить из круга указанных им дел» и «не вмешиваются в дела, принадлежащие кругу действий правительственных, сословных и общественных властей и учреждений».
Самой важной стороной
деятельности земств было народное образование и социальное обслуживание крестьян.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: надвёртываться — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Деятельность земств и городских дум основывалась на традиционном самообложении местных имущих людей, чему естественным образом соответствовал цензовый характер названных пореформенных учреждений.
Они собирались ежегодно для установления направлений
деятельности земств и контроля за исполнением принятых решений.
Одним из основных направлений
деятельности земств являлось просвещение и грамотность населения.
Деятельность земств теснейшим образом связана с историей благородного и самоотверженного труда сельской интеллигенции, находившейся на земской службе, прежде всего земских врачей, учителей и агрономов.
Они определяли общее направление
деятельности земства и, собираясь раз в год, в конце декабря на сессии, контролировали деятельность земских управ, которые создавались соответствующими земскими собраниями из своих членов сразу же после выборов.
Наряду с этим для повышения эффективности своей
деятельности земства проводили статистические обследования сельского хозяйства и его социально-экономического развития, анализировали состояние болевых точек и изыскивали способы их устранения.
Этим объясняется его критика, во-первых, узкосословных (помещичьих) тенденций в
деятельности земства, во-вторых, плоский и приземлённый характер рассмотрения местных вопросов и, в-третьих, отсутствие гласности в работе учреждений местного самоуправления.
Причём во главу угла
деятельности земств были поставлены земские учителя, зарплаты которых достигали 40 руб/месяц, в то время как раньше им платили всего по двенадцать – пятнадцать рублей.
Крестьяне отказывались вносить земские сборы или же платили весьма неохотно, несмотря на составленные списки плательщиков местных сборов в волостные исполнительные комитеты, и тем самым подрывали основы хозяйственной
деятельности земств.
Выбор хронологических рамок объясняется тем, что с начала 1880-х гг., в связи с начавшейся индустриализацией, втягиванием крестьянских хозяйств в рыночные отношения и просветительной
деятельностью земств, в деревне промышленно развитых центральных губерний наметились важные социокультурные процессы.
Благодаря героизму общественности, неутомимой
деятельности земств и городского самоуправления в 60-80-е гг. образование в стране было сдвинуто с мёртвой точки.
Но земствам так и не удалось стать полноценными органами самоуправления: вместо того, чтобы развивать эту систему, самодержавно-бюрократическая власть стала беспощадно гнуть её под себя, позволяя своим функционерам – губернаторам – осуществлять самые разнообразные возможности для вмешательства в
деятельность земств и подчинения их административному контролю.
Кроме указанных направлений
деятельности земств в начале XX века был введён также институт земских агрономов, которых было несколько на уезд.
Деятельность земств должна была дойти до волости – самой мелкой административной единицы государства.
Обширный массив информации для изучения проблем развития народного образования на селе содержится в общероссийских и земских губернских статистических сборниках, обзорах и ежегодниках, которые раскрывают
деятельность земств по развитию школьной сети, введению всеобщего начального обучения, состоянию школ, динамике численности учащихся и учителей.
Жёсткое ограничение
деятельности земства.
По мнению «собеседников», адреса земских собраний должны быть «без раболепных и монархических выражений», а сама
деятельность земств ориентирована на участие в помощи раненым и семьям убитых, на сбор средств на нужды армии и флота.
Как показали дальнейшие события, в
деятельности земств и городов, призванных законодателями к решению хозяйственных вопросов, значительное развитие получила политическая составляющая.
Однако в результате
деятельности земств появилось много торгово-промышленных предприятий, контор и банков, более цивилизованными сделались товарно-рыночные отношения.