К области
гуманитарного познания относится то в человеке, что подпадает под понятие возвышенного, как принято говорить – отличает человека от животного или же только и делает человека человеком.
Гуманитарное познание является субъект-субъектным, при этом субъект познания – личность, общество или культура – не даны исследователю непосредственно.
Предметом
гуманитарного познания может в определённой мере являться продукт деятельности субъекта.
Естествознание вторгается в ту с трудом поддающуюся описанию область непредсказуемого, которая традиционно являлась предметом исключительно
гуманитарного познания.
Ключевое значение для когнитивной концепции
гуманитарного познания имеет именно понятие опосредованного информационного обмена – специфически человеческой способности обмена информацией через посредство целенаправленно созданных единиц интеллектуального продукта.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: стояковый — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Когнитивно-информационная теория, несомненно, обогащает социологию образования, анализируя социальные и этические факторы
гуманитарного познания, отношения опыта и знания, проводя разграничение подлинного (добываемого самостоятельно) и мнимого (получаемого в готовом виде) знания, творческого (основанного на обучении методу) и транслирующего (вторичного) образования.
Когнитивно-информационная теория видит решение проблемы
гуманитарного познания в изучении целенаправленного человеческого поведения, которое, развиваясь в эмпирической реальности, неизбежно сопровождается фиксацией результатов исследования, созданием интеллектуальных продуктов.
Либо же, пользуясь средствами
гуманитарного познания, мы получаем возможность так или иначе постигать, понимать и интерпретировать его действия и поступки, но при этом имеем мало оснований для того, чтобы получить какие-то знания, выходящие за пределы данной уникальной личности и ситуации.
Психолог вынужден балансировать между крайними позициями: либо контролировать заранее определяемые переменные и ответы на них (что соответствует нормам естественнонаучного познания), либо доверять своему внутреннему опыту, интуиции, интерпретируя внутренний мир другого (что отвечает требованиям
гуманитарного познания, родственного искусству и литературе).
Чтобы постичь, а главное – сознательно регулировать направление трансформаций, необходимо уяснить специфику современных категориальных структур, соотношение различных способов понятийной идеализации, характерных для современной методологии
гуманитарного познания.
Вынесенная в заглавие научного издания тема-проблема влияния фаустовской культуры на развитие литературы вызвана к жизни потребностью современного
гуманитарного познания осмыслить многоэтапную насыщенность литературного XX века, найти скрытые (или проигнорированные) пружины его становления и развития.
По его мнению, развитие гуманитарных исследований формируется двумя разнонаправленными интенциями, отталкивающимися от разных подходов к тексту (в широком смысле этого слова – культурному объекту как транслятору информации) – основному объекту
гуманитарного познания.
В скором времени для обозначения искусства постижения смыслов художника стали использовать термин «герменевтика», который впоследствии стали применять и к описанию особого метода
гуманитарного познания.
Поэтому на защите докторской диссертации столкнулись представители двух направлений – советских догматиков и учёных, стремившихся к модернизации понятийного аппарата и языка
гуманитарного познания.
Трудности
гуманитарного познания известны: внутренний мир человека ненаблюдаем и подвижен; внешнее поведение человеческих групп поэтому не охватывает сущностных свойств человека; эксперимент и непосредственное наблюдение возможны только фрагментарно и в связи с этим возникает вопрос о соотношении единичного и общего в данном явлении.
Наиболее наглядно экзистенциальная детерминация
гуманитарного познания предстаёт при смене господствующих субкультур, что в конечном счёте является следствием смены господствующих социально-экономических групп, классов общества.
Так складывается новый коллективный субъект
гуманитарного познания, что влечёт за собой и смену господствующих научных концепций.
Особенности объектов естественнонаучного и
гуманитарного познания обусловливают второе различие между ними: отношение познающего субъекта к познаваемому объекту.
Хаос в социальном и
гуманитарном познании трактуется как пространство свободной активности индивидов и творческая среда.
Однако в
гуманитарном познании изучаемый объект неизменно вбирает в себя черты самого исследователя.
В.В. Сериков отмечает, что функция
гуманитарного познания – не только узнать, но и осмыслить мир, придать ему определённый смысл.
Комплексное исследование профессиональной идентичности в историческом, социологическом и психологическом аспектах, несомненно, связано с новыми императивами
гуманитарного познания, опирающегося на междисциплинарные гносеологические практики.
Речь идёт не только о той доле субъективности, которую предусматривает
гуманитарное познание, но и о субъективности, которая в критике может выполнять роль аргумента (часто впечатление от прочитанного оказывается основой для формулирования оценки).
Монография рассчитана на долгосрочную перспективу, связанную с реализацией концепции устойчивого развития расширением
гуманитарного познания иутверждением научного общественного мировоззрения – универсализма.
Предмет-объектная определённостьобсуждаемого поиска уже была представлена в предшествующем изложении; проблемный форматможет быть выражен такими тезисами: как в условиях терминологической неопределённости, высокой степени обобщённости философско-методологических подходов к социально-гуманитарному познанию, неясности рационалистических возможностей в педагогическом познании обозначить определение методологии педагогики; выявить комплекс методов, ею применяемых; найти форму представления результата, проявляющего ясность достигнутого, соответствие традиционным формам науковедения, и вместе с тем степень его специфичности, выявленности того, что из выводов относится к любому сегменту
гуманитарного познания, а что только к педагогическому.
Истоки
гуманитарного познания не в поиске очередных парадигм и концептуальных проектов, а в самой социально-культурной практике, образе жизни и менталитете народа.
Во-вторых, не менее важна была констатация важности данной парадигмы для всего комплекса дисциплин
гуманитарного познания.
Человек эпохи крови и железа, она оказалась способна в условиях тоталитаризма последовательно отстаивать гуманистические идеалы, противопоставить науку идеологическому мифу, сформулировать целостную теорию
гуманитарного познания, выразившую смену парадигм в исторической науке.
На фоне общего подъёма эпистемологического уровня
гуманитарного познания возникает, естественно, некоторое беспокойство историков сложившейся ситуацией.
Особенно ярко подчёркивает сложность современной ситуации
гуманитарного познания попытка перенести методы деконструкции художественного, литературного текста на текст исторического нарратива – тексты трудов профессиональных историков.
Источниковедение связано с формированием объективных оснований
гуманитарного познания с позиций строгой науки.
Этот фундаментальный вопрос вновь и вновь возникает перед исследователем
гуманитарного познания.
Таким образом,
гуманитарное познание новейшего времени проявилось в активном, настойчивом стремлении к преодолению позитивистской парадигмы.
Гуманитарное познание разворачивается в пространстве разных точек зрения и подходов, в силу чего гуманитарий вынужден позиционироваться в этом «поле», заявляя особенности своего подхода и видения.
Хотя начинается
гуманитарное познание с истолкования текстов и их авторского понимания, но затем гуманитарий переходит к объяснению предложенного им истолкования, что предполагает изучение самого явления.
Их результатом становились подчас весьма причудливые построения, синкретически объединявшие элементы естественнонаучного и гуманитарного знания с откровенными измышлениями, вызванными к жизни всё тем же символизмом, возведённым в ранг основного методологического принципа
гуманитарного познания, нацеленного на обнаружение скрытых смыслов тех или иных культурных феноменов.
Вольно или невольно так продвигается тезис, будто юридический метод – это нечто существующее несколько обособленно от других областей
гуманитарного познания, что «юридическое» – это вполне самостоятельная и самодостаточная область научного знания.
В 1967 году вышел сборник статей с одноимённым названием, который провозгласил язык предметом
гуманитарного познания.
Утратив привычное равновесие в силу вынужденного отказа от марксизма, представители традиционной советской историографии охотно говорят о «кризисе исторической науки», не давая себе труда разрабатывать вопросы методологии
гуманитарного познания на уровне понимания смысла и с нескрываемым раздражением встречая все попытки такого рода.
Когнитивно-информационный подход, несомненно, обогащает социологию образования, анализируя социальные и этические факторы
гуманитарного познания, отношения опыта и знания, проводя разграничение подлинного и мнимого знания, творческого (основанного на обучении методу) и транслирующего (вторичного) образования.
От методологии диалектического и исторического материализма и научного коммунизма она постепенно смещается первоначально в сторону социального позитивизма и прагматизма и от него в сторону социального модернизма, а затем – к анализу существующей социально-культурной реальности, что особенно отчётливо проявилось в творчестве белорусских философов и социологов и в поиске ими методов
гуманитарного познания.
Оно выходит далеко за рамки лишь субъект-объектного анализа и относится к области
гуманитарного познания.
Поэтому целесообразно более пристально рассмотреть парадигму, которая вновь обращает нас к феномену объекта
гуманитарного познания.
При всём различии и своеобразии творчества философско-филологической классики современного
гуманитарного познания, в ней прослеживаются несомненно общие подходы, которые важно подчеркнуть.