Заметим, что национализация банков имела одно важное следствие: она предоставляла большевикам возможность ликвидировать мощную
группу давления на власть.
Абсолютизацию именно этого момента в деятельности
групп давления вряд ли можно считать правомерным, обоснованным и научным подходом.
Это указывает на то, что другим значительным ресурсом
группы давления является степень её организационной сплочённости и узость целевых установок.
Исходя из этого, практически невозможно вычленить ролевую функцию
групп давления в политической системе без серьёзного рассмотрения функциональных характеристик последней.
Что касается классического лоббизма, то со временем коррупция, с участием
групп давления, также приобрела более изощрённые формы.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: бегательный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Эти
группы давления относились к классическим советским видам институциональных групп, которые в постсоветских условиях начала 90-х годов часто действовали в одной увязке.
Эффективность в достижении своих целей перестала зависеть только от финансовых возможностей
групп давления.
Появление более или менее автономных предприятий на основе хозрасчёта и включения в их состав некоторых партийно-комсомольских работников способствовало появлению новых
групп давления на основе экономического интереса.
С шестидесятых годов организованные
группы давления пытаются воздействовать на нас, заставляя пренебречь своими биологическими особенностями.
Различные требования должны быть сформулированы
группами давления и обращены к политической системе.
Однако, находясь в разных системах координат, в ряде случаев
группы давления и партии могут привлекать друг друга для реализации своих интересов, вступая в коалиции по взаимовыгодным вопросам.
Эти
группы давления образованы и действуют вне зависимости от государства, они самостоятельно определяют свои интересы, выбирают лидеров и пр.
Плюралисты считают, что граждане могут реализовать свои интересы, объединяясь в какую-либо существующую
группу давления, тем самым получая возможность влиять на политику.
Но даже при наличии более сильных политических институтов, неформальные
группы давления долгое время также были одними из главных участников процесса принятия государственных решений.
Но возведение
групп давления в ранг объекта исследований в политической науке произошло ещё задолго до социальной и правовой институционализации этого элемента политической системы.
Само по себе заинтересованная группа – это потенциальная
группа давления.
Кроме классификации заинтересованных групп, стоит отметить и то, что лоббистская организация, которая используется
группой давления, также не представляет собой однородную структуру, а состоит из нескольких уровней.
Американская политическая система предоставляет множество возможностей для
групп давления оказывать влияние на институты публичной власти.
Долгое время партии и
группы давления взаимодополняли друг друга, являясь активными субъектами политической жизни, которые оказывали значительное влияние на направление и динамику политического процесса.
И именно в условиях рынка и зрелого гражданского общества многочисленные
группы давления достигают наивысшего расцвета и распространения.
Это было связано с тем, что усложнение социального организма, характеризующегося появлением множества новых социально-профессиональных групп, имеющих свои интересы и требования, развитие информационных технологий, позволяющих облегчить доступ этих групп к государственным институтам, а также падение эффективности традиционных каналов социальной коммуникации и взаимодействия с властью, связанной, например, со снижением популярности политических партий, привело к тому, что различные
группы давления заполнили вакуум социального представительства и, тем самым, стали играть важную роль в процессе принятия и реализации политических решений.
Региональные
группы давления – временные или постоянные, связанные общим корпоративным интересом объединения должностных и законодательных лиц субъекта федерации, оказывающие воздействие на федеральные органы государственной власти в своих узких корпоративных интересах.
Этот процесс быстро завершил короткую историю существования советского «директорского лобби» в стране, на смену которому пришло «лобби крупных акционеров», а также отраслевые
группы давления.
Термин «лобби» имеет два значения: первое, лобби как неофициальное место консультаций относительно политических решений, которые предстоит принять в официальном порядке в будущем; второе значение «лобби» – как профессиональные представители
групп давления в органах государственной власти, нанятые для достижения конкретных целей при выработке и принятии политических решений (то же что и лоббисты).
В отличие от других объединений, действующих на политической арене (профессиональных и предпринимательских союзов, так называемых
групп давления и т. п.), партии, преследуя собственные политические цели, открыто борются за места в парламенте и правительстве, дающие возможность осуществлять управление государством, а через него – всем обществом.
Теоретически
группы давления создаются для консультации парламентов и правительств и информационного их обеспечения по вопросам специализированной нормативной деятельности.
Для эффективного воздействия на власть
группе давления необходимы лоббисты, которые на профессиональном языке доносят интересы групп до политических стейкхолдеров, пытаясь в максимальной степени отразить их интересы в принимаемых политических решениях.
Бюрократические
группы давления – временные или постоянные, связанные общим корпоративным интересом объединения должностных лиц публичной власти, оказывающие воздействие на выработку итоговых государственных решений в своих узких корпоративных интересах.
Он считал, что чем слабее функционирование партийной системы, тем мощнее становится влияние
групп давления, и, наоборот, если партии осуществляют свои полномочия эффективно, то они способны свести воздействие этих групп до минимума, если не к нулю.
Но проблема роли, места и функциональных характеристик
групп давления, а также процесса лоббизма, впервые была исследована именно в западной политической науке, на глазах которой проходил упомянутый выше процесс усложнения социально-политических и экономических связей внутри систем.
Таким образом, изучение
групп давления как одних из активных и важных акторов любой политической системы, а также процесса лоббизма, являющегося довольно распространённой формой артикуляции и агрегирования социальных и узкопартикулярных интересов, вносит значительный вклад в понимание коммуникационных связей как внутри власти, так и в её отношениях с внешней средой.
Важной особенностью, отличающей
группы давления от политических партий, является то, что они от собственного имени не участвуют в выборах.
В наши дни воинственность не является следствием алчности правителей или олигархии крупных землевладельцев; она есть результат политики
групп давления, отличительная черта которой не стимулы и мотивы, а используемые методы.
Постепенное смещение центра принятия решений с национального на наднациональный уровень ослабляет степень влияния на принятие решений общегосударственного масштаба как рядовых граждан, так и сформировавшихся
групп давления (интересов).
При выработке итогового государственного решения наглядно показана структура межгосударственного взаимодействия, роль и вес различных государственных институтов, которые довольно часто отражают позиции конкретных
групп давления.
Несмотря на это определение, с ростом численного состава коммерческой организации и её влияния на общегосударственные экономические показатели, выражающиеся, как правило, в значительных налоговых платежах в государственный бюджет, корпорации со всей очевидность начинают вести себя как классические
группы давления.
Парламентские
группы давления – временные или постоянные, связанные общим корпоративным интересом объединения депутатов парламента (их аппаратов), оказывающие воздействие на выработку итоговых государственных решений в своих узких корпоративных интересах.
Такие формы действия политической партии, реализующей в политическом поле свои (или чужие) корпоративные (не связанные с завоеванием политической власти) интересы мы будем называть «партийная
группа давления».
Хотя нередко происходит использование термина «лобби» в политической науке в более узком понимании как агента или специализированную лоббистскую организацию, которая создаётся или нанимается
группой давления для более эффективного оказания влияния на процесс принятия политических решений.
Многие исследователи лоббизма задавались вопросом: «Можно ли все заинтересованные группы считать
группами давления или же между ними существует какая-либо разница?».
Исходя из этого, можно сказать, что определение
группы давления включает три взаимосвязанных элемента: существование организованной группы, защиту интересов и осуществление давления.
Они представляют собой типичные
группы давления, которые создаются и специализируются на выражении интересов той или иной организации, таких, например, как профсоюзы, предпринимательские ассоциации, экологические или этнические организации.
Отсутствие широкого социального доступа к «ушам» политиков было одной из составляющих той плохой репутации
групп давления, которая существовала в общественном сознании.
И если, как было указано выше, внутренний лоббизм осуществляется в рамках того или иного государственного аппарата и его инициатором являются конкурирующие внутриведомственные группировки, а на заре своего становления
группы давления использовали в основном прямую форму лоббизма, то уже во второй половине XX века ситуация кардинально изменилась.
Однако настоящая их роль, согласно циничным утверждениям, сводилась к тому, чтобы удовлетворять противоречивым запросам несметного количества заинтересованных групп: сахаропромышленных и гамбургерных лобби, производителей детской одежды, игрушек, искусственных молочных смесей и фейерверков, благотворительных учреждений, женских организаций,
группы давления сторонников пешеходных переходов «пеликан», – которые давили сразу со всех сторон.
Вторая часть книги представляет собой аналитическое исследование, показывающее, что те или иные издержки в нашем обществе являются результатом того или иного способа выработки законов – как если бы богатство было акционерным капиталом, акции которого перераспределяются государством в пользу
групп давления.
Таким образом, если проанализировать
группы давления, функционировавших в советской политической системе, то их можно отнести к институциональным группам, которые были частью государственного аппарата.
При этом будет целесообразным разделить все вышеперечисленные
группы давления на две категории.
После крушения советской политической системы и развала единого аграрно-промышленного комплекса, местные аграрные
группы давления пошли по тому же пути, что и директорское лобби.