Ведущие мыслители этой школы в значительной степени испытали влияние
греческой мысли.
Идеал
греческой мысли – созерцательный разум, отсутствие страстей, доведённое до атараксии, апатии, а сам философ – бесстрастный созерцатель мировой драмы.
Поиски основ человеческого существования подводят
греческую мысль к опасной черте, к возможности разрыва между первоосновой мира и человеческим существованием.
Во-первых, так было, когда римляне приняли классическую
греческую мысль и культуру как свою собственную и тем самым исторически предрешили, что традиция будет оказывать постоянное формообразующее влияние на европейскую цивилизацию.
Отсюда, в-третьих, проистекает «разрушение воображаемого мысленного горизонта, который мы, выводя его из симбиоза
греческой мысли с иудео-христианским опытом, веками постулировали как общезначимый для всего мира» (Waldenfels, 2000, 19).
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: спекульнуть — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Обоюдное внутреннее сближение между библейской верой и философскими изысканиями
греческой мысли – это данность решающей важности с точки зрения не только истории религий, но и всемирной истории, данность, которая и сегодня обязывает нас ко многому.
Это, может быть, и прискорбно, но зато даёт нам огромный шанс взглянуть на прошлое взором, не затуманенным никакой традицией, с той прямотой, которой глаза и уши западного человека не знали с тех самых пор, как римская цивилизация подчинилась авторитету
греческой мысли.
Средневековые войны совпали с самым ярким периодом расцвета
греческой мысли.
Это особенно верно в отношении ранних периодов
греческой мысли.
Занятие материальной деятельностью ради извлечения материальной прибыли, с точки зрения аристократической
греческой мысли, – занятие недостойное.
Действительно, в ходе всей истории
греческой мысли можно наблюдать две соперничающие и зачастую конфликтующие тенденции – «научную» и «мистическую», олимпийскую и дионисийскую, философскую и интуитивную.
Вся последующая
греческая мысль, по сути, выросла на отрицании релятивизма софистов, на критике их отношения к позитивному закону.
Верно или не верно это предание, во всяком случае несомненно, что жизненность
греческой мысли зависит от индийского влияния.
Птолемеева система является лебединою песнью
греческой мысли, мало-помалу заблудившейся потом в непроходимых дебрях мистицизма.
Схоластики пытаются совместить в философии наследие
греческой мысли с богословским учением, вдохновлённым христианским откровением.
Так
греческая мысль выстраивает величественную идею «космоса», т. е. единства в гармонии, мира большой внутренней динамики и эстетической полноты, воистину «прекрасного» и «божественного».
Понадобится ещё не один век, прежде чем
греческая мысль научится идентифицировать «ипостась» с «личностью».
Однако постоянное и глубокое взаимодействие христианства с греческой философией заострило для церкви проблему выражения своей веры в удовлетворительной для
греческой мысли форме.
Греческая мысль достигла столь радикального переосмысления своих онтологических категорий благодаря двум фундаментальным новшествам, которыми было «заквашено» богословие ранних отцов.
Не противопоставление, а соединение природного и человеческого, естественного и искусственного, гармонизация этих двух сторон бытия – вот цель постсофистической
греческой мысли.
Греческая мысль изобрела особое понятие, в котором «схватывается» это парадоксальное соединение: «фюсис» – слово, обычно переводимое как «природа».
Содержательный смысл философско-педагогической
греческой мысли не может быть сведён к современной трактовке воспитания.
С учётом того, что
греческая мысль лишена страха перед неведомым и сила абстракций, и «пустых умозаключений» невероятно мала, бытие в действительности определялось именно как сфера реализованного, налично заданного.
Повторю, вся
греческая мысль зиждется на понятиях о «едином», познании как мира, так и человека именно с точки зрения единства.
Философия герметических сочинений – в той мере, в какой она греческого происхождения, – принадлежит к тому же стандартному типу, с его эклектичной смесью платонизма, неоплатонизма, стоицизма и других школ
греческой мысли.
Возникновение первых интеллектуальных сообществ (Пифагор); поиски первоосновы вселенной в натурфилософии (Фалес, Гераклит, Пифагор); их связь с иррациональностью
греческой мысли (Олимпийские игры, дельфийский оракул) и первыми учениями о загробной жизни (орфизм).
Так постепенно наметилось движение
греческой мысли в направлении духословного (идеалистического) понимания души.
Древние лидеры
греческой мысли основывали свою терпимость на определённых выводах, к которым они пришли после столетий тщательных экспериментов и размышлений.
В частности, в
греческой мысли возникли следующие компоненты современной экономики: эффективность; распределение ресурсов; понятия субъективной стоимости и убывающей предельной полезности.
Греческая мысль породила представление о последовательном порядке, потенцию прямолинейности, движения по прямой, идею прогресса, восхождения от низшего к высшему и другие рациональные, антидуховные теории, которые лежат в основе современной парадигмы мировоззрения.
Тем самым они приобретают и непредусмотренное значение для прогресса метафизики; во-первых, они составляют отрицательный момент прежнего натурфилософского и метафизического догматизма и его детской самоуверенности, а во-вторых, они вводят
греческую мысль в формальную тренировку, благодаря которой она впервые становится способной решать более высокие задачи.
Только пифагоризм предлагал твёрдую позицию вне водоворота понятий, в который попала
греческая мысль.
Охранение чистоты породы, забота о здоровье народа были приоритетными направлениями
греческой мысли вообще.
Пифагорейское влияние на
греческую мысль представляет собой многомерный предмет для изучения; к счастью, он не требует подведения итога.
Что познание человека решительно вышло за пределы этики, размышлений о добре и зле, судьбе отдельного индивида, с чего начинался поворот
греческой мысли от натурфилософии к философской антропологии.
Вплоть до недавнего времени влияние религии, особенно неолимпийской, на
греческую мысль признавалось недостаточно.
Прежде чем входить в какие-либо подробности, я попытаюсь рассказать, какого рода мудрости мы можем ещё научиться при рассмотрении
греческой мысли.
После первой резни он без разбору отдаёт в руки своих солдат военную добычу: дома и дворцы, монастыри и церкви, мужчин, женщин и детей, и, словно дьяволы преисподней, мчатся турки тысячами по улицам… наряду с грабежом свирепствует бессмысленное разрушение… они уничтожают ценнейшие картины, раскалывают молотками великолепные статуи, а книги, в которых заключены мудрость веков, бессмертное сокровище
греческой мысли и поэзии, сжигаются…
Но несмотря на такие важные исторические, образно говоря, осадочные философские породы, в
греческой мысли ярче, чем в любой древней цивилизации, отразились изменения акцентов и стилей.
Теория четырёх элементов и развитие греческой астрономии служат иллюстрацией дедуктивного уклона
греческой мысли и присущей ей слабости – её представители стремились к созданию правдоподобной теории, объясняющей самый широкий спектр знаний без проверки их практическим экспериментом.
Гностицизм, зародившийся на стыке
греческой мысли и христианства, на протяжении двух веков пытался, споря с иудаистской философией, подчеркнуть значение этой идеи.
Знакомясь с классическими произведениями
греческой мысли и слова, римская аристократия впервые увидела в греческой культуре ценность для себя, а не для других, средство внутреннего совершенствования, а не внешнего блеска.
Философия как высшая форма эмансипации разума возникла именно из оппозиции к эмансипации разума – таков главный парадокс
греческой мысли.
Отныне
греческая мысль спустилась с неба на землю, поселилась в городах и начала рассуждать о добре и зле.
Оно ввело в оборот немецкий Neuhumanismus, предпочитавший
греческую мысль (и демократию) римской мысли (и res publica).
Дорогие реликвии и произведения искусства, уцелевшие, когда крестоносцы подвергли город, пожалуй, не менее ужасному грабежу, нынешние победители яростно режут, колотят, рвут в клочья, уничтожая бесценные картины, разбивая молотками прекрасные статуи, сжигая или небрежно отшвыривая книги, которым надлежало вовеки хранить мудрость столетий, бессмертное богатство
греческой мысли и поэзии.
Тем самым была пройдена та мёртвая точка, до которой софисты дошли в своём последовательном стремлении к предпосылкам
греческой мысли.
Печатью трагичности отмечена и история
греческой мысли.
Сами древние в большей или меньшей степени сознавали этот контраст, и хотя латинская литература пронизана влиянием
греческой мысли, едва ли можно отыскать хоть один пример вплоть до самых последних дней греческой литературы, когда бы у греческого автора чувствовалось осознание хотя бы самого существования латинской литературы.
Идеал
греческой мысли – созерцательный разум, отсутствие страстей; сам философ – бесстрастный созерцатель мировой драмы.