В двадцатых годах между
горскими обществами не существовало никакой политической связи, даже редко обнаруживалось сочувствие.
Хотя мы и не застали времена расцвета традиций нашего
горского общества, я всегда стремлюсь постичь философию этого образа жизни, устои предков, их жизненные установки.
Покориться же отдельно, для избежания разорения, уже ни одно
горское общество не могло, если б и хотело; совокупные силы мюридизма разгромили бы его.
Право и обязанность мести были также одним из основных законов во всех
горских обществах.
Российская власть изначально стремилась создать из числа горцев именно пророссийскую элиту, чтобы оказывать на
горское общество влияние в духе российского самодержавия.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: спецталон — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Конечно, ни одно из
горских обществ нельзя сравнить с положением и социальным развитием общества цивилизованных стран того исторического периода.
Горские общества воспринимались ими даже не как противник, но как досадная злая помеха великому делу.
Это во многом определило консервативность, традиционность
горского общества.
Глубоко национальный облик этой интеллигенции определил то, что она раньше других социальных сил и в наибольшей мере осознала те требования, которые предъявило к
горским обществам, ещё недавно «стоявшим в стороне от истории», вхождение в «большой мир».
Саракаева дают достаточно деидеологизированное представление о некоторых элементах социальной организации
горских обществ, особенностях менталитета различных народов, в том числе их поведение по отношению к соседям иных национальностей138.
Столетиями, если не тысячелетиями, привыкавшие к повиновению своим властителям индийцы и китайцы, жившие в строго иерархической системе, никак не сопоставимы с гордыми и свободолюбивыми воинами из независимых
горских обществ, для которых право жить по своим традициям и миропредставлениям равнозначно было праву жить вообще.
В 80-е гг.
горские общества были подчинены начальникам областей, которые были и командующими войсками.
Учитывая многовековые традиции
горского общества, организация аульных школ на русском языке сама по себе была шагом рискованным, а невозможность непосредственного языкового контакта с учениками делала образовательные задачи почти недостижимыми.
Сложившаяся к концу XIX века система управления формировалась искусственным путём: её появление было связано не с процессом саморазвития
горских обществ, а с сознательной и целенаправленной деятельностью российского правительства.
Участковые начальники осуществляли непосредственный контроль над
горскими обществами.
Отсюда эгалитарный, мало стратифицированный характер
горского общества.
И живя по неписаным законам чести, он занял прочное положение в
горском обществе, умело руководя своим родовым селом.
Интенсивная эволюция
горского общества в конце XVIII – первой половине XIX вв. проявлялась в формировании частной собственности на средства производства, в том числе и на землю.
Низовая общественная ячейка в
горских обществах (сельская община джамаат, вотчина-къуаже, крупное селение-кабак) имела свои обычаи и органы управления.
Носители новых веяний были в основной своей массе людьми образованными, своего рода элитой
горского общества, имели определённое влияние на своих соотечественников и умели воздействовать на их умы.
Существовавшие в
горском обществе отношения не укладывались в привычную структуру европейского феодализма.
В работе делается попытка объективно дать характеристику различным формам собственности на землю, проследить процесс влияния феодальных форм собственности на общину, между тем без этого невозможно раскрыть сущность «феодализации» последней, раскрывается вопрос о соотношении местных и привнесённых форм феодализма, между формами феодальных форм земельной собственности, классовой дифференциации и сословной принадлежности внутри
горских обществ XV–XVII вв.
Традиционное
горское общество изучено им монографически, многосторонне, с явным стремлением к историчности.
Кроме того, в компетенцию пристава входило осуществление посреднических административно-судебных функций между
горскими обществами и кавказской администрацией.