Несколько более трудным для понимания представляет собой тождество активного ума и его собственных
актов мышления.
Мы уже видели, что предмет мысли требует
акта мышления как перехода от возможности к полной действительности.
Однако важно помнить, что
акт мышления возводит форму, присутствующую в протяжённом, на уровень актуальности, который выше, чем тот, на котором она находится в одном только протяжённом.
Человек начинает мыслить, когда чего-то боится, чем-то восхищается, изумляется, и только после этого начинаются
акты мышления.
Кроме того, «самая постановка проблемы является
актом мышления, который требует часто большой и сложной работы» (там же, с. 352).
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: опсоветь — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Согласно этому определению, «
акт мышления возникает только тогда, когда у субъекта существует соответствующий мотив, делающий задачу актуальной, а решение её необходимым, и когда субъект оказывается в ситуации, относительно выхода из которой у него нет готового решения –привычного (т. е. приобретённого в процессе обучения) или врождённого».
Средства блокировки встроены в каждую из программ, и поэтому обычный
акт мышления направляет человека по заранее уготованному пути, в котором заинтересована система.
Это действие произошло целостно, и в результате возникает творческий
акт мышления.
Мы знаем его только как объект сознания, когда мы, индивидуумы, находим его в себе, и предполагаем его существующим также во всех других индивидуумах, которые его фактически не мыслят и никогда не совершают этой абстракции; мы знаем его, как нечто общее с нашей сущностью, и это познание есть действительный, т. е. конкретный
акт мышления всегда только как объект индивидуального сознания.
Однако результат, к которому придёт эпистемологическая критика, должен будет дать логике стандарт для определения истинностной ценности отдельных
актов мышления и факторов познания.
Но объекты желания – а к ним относятся объекты желания, воли и повеления – это объекты не познания, а идеи желания, и мыслятся они не в суждениях, а в эмоциональных
актах мышления.
Значит, первый
акт мышления должен быть всё-таки чем-то другим, а не работой принципа тождества?
Но такое бытие «идеи» во всеобъемлющем целом, которое само уже не есть идея, мы можем мыслить только в одной форме: именно признав, что оно предполагает, правда, не отдельный временной психологический
акт мышления, но сверхвременное бытие в мысли, а тем самым и мысль как универсальную потенцию, – потенцию, которая сама есть уже не в отвлеченно-логической форме её содержания, а в форме некой всеобъемлющей конкретности.
Но поскольку идея есть лишь продукт мыслительной деятельности, которая, однако, совпадает с сознанием, то идея телесная есть сознательный
акт мышления ума, поэтому познание её связано с идеей телесной таким образом, что, поскольку ум есть идея телесная, то он есть и идея этой идеи, то есть идея nentis.
Для химика, физика, ботаника, зоолога, для исследователей всех областей природы реальными считаются те понятийные содержания, которые навязываются познающему мышлению с объективной принудительностью на основе восприятия, защищённого от обмана, а истинными считаются те предложения, которые выступают как объективно необходимые
акты мышления, требуемые их содержанием.
Если, напротив, необходимо получить понятие об этом акте понимания или о его эффекте, то это должно быть сделано так же, как это делается в других проявлениях души; а именно,
акт мышления должен быть прочувствован и ощущён в его непосредственном эффекте, который длится некоторое время, и эта ощущаемая модификация имеет своё последующее восприятие и свой воспроизводимый след, и это должно рассматриваться как материал для идеи мысли, которая, отделённая, воспринятая и выделенная, становится идеей реляционной мысли и реляционным понятием.
Независимо от того, что истинно или ложно, сам
акт мышления существует.
В управляемых
актах мышления это некая исследовательская задача, которую мы сознаем или даже не сознаем до конца.
В непроизвольных
актах мышления – это некая внутренняя или внешняя установка, некий фактор, некое влияние, которые придают потоку нашего сознания определённое направление.
По мере развёртки
акта мышления и изменения состояния нашего сознания данность изменяется.
Скорее всего в каждом конкретном
акте мышления никогда нельзя точно определить род интуиции, которая ему помогала.
Последнее первоначально является живым
актом мышления, который во всяком случае предполагает, что у лица, совершающего и высказывающего акт суждения, имеются во время этого процесса два различных представления – представление субъекта и предиката.
Так, становление человеческого сознания разворачивается в диалектике континуальности психического потока и дискретности
актов мышления.
Её значение, по-видимому, состоит в том, что, во-первых, она стала истоком и постоянным арсеналом другой, исторически более поздней сферы душевности, ответственной за организацию
актов мышления и самопонимания.
В этот же период наступает «узнавание», которое можно рассматривать как зародышевый
акт мышления; в нём интегрируется целостный образ взрослого (в отличие от ранней реакции на голос наклонившейся матери), эмоциональное отношение к нему, потребность в общении с ним, что в совокупности уже несёт в себе семантику окружающего мира для ребёнка, выражает её избирательность.
Просто разрешающая способность нашего сознания в конкретных
актах мышления ограничена.
Но следующим своим
актом мышление распредмечивает это знание, освобождает его элементы от связанности, приводит в состояние свободной игры, потенциальной сочетаемости всего со всем и тем самым конструирует ряд возможных, виртуальных предметов.
Поскольку именно в этом действии сосредоточен первоначальный
акт мышления.
В своих исследованиях автор «Консервативной мысли» старался преодолеть как «номинализм», сводящий развитие мысли к изолированным
актам мышления отдельных индивидов, так и «реализм», рассматривающий его развитие как абсолютно независимое от исторического времени и социального пространства.
Но это – свободный
акт мышления; оно свободно становится на ту точку зрения, На которой оно существует для самого себя и, следовательно, само порождает и даёт себе свой предмет.
Отличие
акта мышления (топического мышления) от мыслительного процесса выражается в формуле «он думает, что он мыслит».
Но он был неправ, перенося это вполне верное убеждением на все этапы развитиясубъекта, не замечая (а точнее, далеко не всегда отмечая достаточно ясно), что на высших ступенях развития
акт мышления не менее значим, чем чувство усилия, что здесь чувством и волей обладает уже не просто субъект, а мыслящий субъект.
Транс (франц. trans – оцепенение) – сумеречное, отрешённое от реальности, пограничное состояние сознания, сопровождаемое бессознательным выполнением сложных
актов мышления и поведения (268).
Можно ли проводить различие между мыслью и другим, например, какой-то материей или протяжённостью, или временем или… конечно же, можно, нужно, возможно проводить разные
акты мышления, но что будет, кроме таких актов у того, для которого «быть» – «есть-быть в таком акте»?
Но давайте всё же чётко определим, что представляет собой единичный
акт мышления.
Рассмотренный под этим углом зрения,
акт мышления действительно предстаёт теперь перед нами не как абсолютно самочинное прокладывание отношений между дискретными и изначально изолированными понятиями, а скорее как выведение ограниченной выборки пред-рассудочных ожиданий из их латентного состояния с одновременным вымораживанием всех остальных, остающихся, тем не менее, присутствовать в высказывании, но только в снятом уже виде.
По его ощущениям «двигательный акт есть одновременно
акт мышления, а мысль – одновременно – пространственное действие».
Наше сознание при стандартных
актах мышления, оперирует с рабочей памятью, постоянно получая информацию из сенсорной и кратковременной памяти, а также отправляя запросы в долговременную.
Как видно, развитие человеческой цивилизации с момента её зарождения изначально предопределено спонтанной способностью человека к иррациональным
актам мышления.
История философии в смене идей и концептов (в историческом исследовании субъективных
актов мышления философов прошлого) предлагает материал для подобного восхождения, по-прежнему являясь пропедевтикой к самой философии.
Но наличие пробелов в памяти не должно стать для меня проблемой, если я буду рассматривать
акт мышления как исторический процесс.
Понятно, что такие предложения также являются выражением логических
актов мышления.
При этом всегда встаёт вопрос: как должны быть оформлены
акты мышления, чтобы получились твёрдые, резко разграниченные понятия понятийного содержания, к которым может приложиться сознание их объективной истинности, и законченные суждения, имманентная истинность которых подтверждается в конкуренции возможных понятийных связей?
Общая логика, замечает он, поскольку она абстрагируется от всего содержания предиката, справедливо включает эти суждения в число утвердительных, но трансцендентальная логика должна отличать их от последних, поскольку помещать объект в бесконечную сферу всех возможных вещей после изъятия из неё некоторой части, т.е. после ограничения, при котором он всё же остаётся бесконечным, например, душу в сферу всех возможных вещей после изъятия из неё некоторой части, – это своеобразный
акт мышления.
Сначала существуют просто
акты мышления и идеи, затем возникают представления об этих актах, представления об отношениях, индивидуальных и общих, и только потом понятия об отношениях и идеи об отношениях.
Даже
акты мышления полностью являются результатом влияния внешнего мира и общественных устоев.
Из этого центра вытекают
акты мышления, воображения, ощущений и желаний.
Но этого
акта мышления ещё недостаточно, чтобы создать этот мир внутри и вокруг нас; через него мы сначала получаем материал, из которого он строится.
Оно дано в фиксированных определениях понимания: два понятия понимания (тождество и различие) должны быть связаны
актом мышления, который также выражается понятиями понимания (установление тождественного и различного в один и тот же момент).
При повторяющихся
актах мышления формируются нейронные связи, активирующиеся каждый раз, когда мы сталкиваемся с чем-то похожим.