Проблема использования
эвристики доступности при формировании мнения о частоте и правдоподобности события состоит в том, что доступность часто путают с силой, с которой впечатление отпечаталось в памяти.
Смысл не в том, чтобы избегать использования
эвристики доступности – это невозможно, – а скорее в том, что, несмотря на все сильные стороны, у неё есть и слабые, которые могут нарушить самые лучшие планы.
При отсутствии иных фактов, лучшее, что мы можем сделать, – использовать
эвристику репрезентативности.
Например, с этой целью нами разработана дидактическая
эвристика.
Мы часто выносим суждения или решаем проблемы, используя
эвристики – простые эмпирические правила и методы, предлагающие решение проблемы.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: изъянный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Ряд авторов полагают, что
эвристики могут лежать и в основе моральных оценок.
Но если вы приняли решение изучать иностранный язык и не достигли своей цели, заключается ли причина в том, что вы, взрослый человек, испытываете трудности с обучением, или вас подвела моделируемая
эвристика?
Эти шаблоны, также называемые
эвристикой, помогают нам во многих ситуациях.
Я предложил бы вам уделить особое внимание проблеме оценочной
эвристики и её влиянию на трейдинг, поскольку она играет очень важную роль в принятии трейдерских решений.
Одна из полезных эвристических стратегий называется
эвристикой доступности, согласно которой чем быстрее и проще вы можете мысленно представить примеры феномена, тем более распространённым он будет.
Вот обескураживающий пример того, к каким ошибкам может привести
эвристика репрезентативности.
Но в данном случае вы вряд ли станете это делать, так как можете дать правильный ответ быстрее с помощью
эвристики доступности.
Область
эвристики есть дело компетенции самих представителей соответствующих наук.
Правда, рано или поздно данная позитивная
эвристика исчерпывает себя, а негативная не справляется с новыми «аномальными» фактами.
В некоторых работах предлагается рассматривать интуитивные моральные оценки индивида как результат принятия решения на основе социальных
эвристик, связанных с имитацией поведения других членов его группы для достижения принятия индивида этой группой (см.: Gigerenzer, Gaissmaier, 2011).
К сожалению, сама современная логика даёт повод к такому же смешению, включая в своё содержание не только проблемы научной методологии, но и вопросы
эвристики.
Несомненно, здесь
эвристика скорее полезна, чем нет.
Если бы стратегия «око за око» требовала от людей сложных подсчётов, опосредующие эмоции могли бы обеспечить полезную
эвристику.
Под другими терминами, вводимыми современными исследователями, как «теория исторического знания» и «методология» скрывается то же смешение задач
эвристики и логики.
На практике программист применит допустимую
эвристику и будет тестировать, например, только несколько значений (один миллион, ноль, случайная величина из диапазона) для нескольких типовых конвертаций из 100 возможных, дополнительно проверяя допустимую точность значений на входе.
Вот суть этой аргументации: нам приходится очень многому учиться у других, но решить, у кого следует учиться, настолько сложная задача, что мы полагаемся на простые правила
эвристики вроде «Следуй за большинством» или «Следуй за уважаемыми людьми».
Под
эвристикой понимают совокупность приёмов, обеспечивающих и упрощающих решения различного рода задач: познавательных, конструкторских, практических и т.д.
Мы сосредоточились на искажениях, поскольку считали, что они сами по себе интересны и к тому же служат доказательствами в области
эвристики суждений.
Решение этого финансиста сегодня объяснили бы
эвристикой аффекта, когда решения и суждения выносятся на основании непосредственно чувств приязни и неприязни, практически без раздумий или аргументации.
Я попытаюсь продемонстрировать сложность и насыщенность автоматических, бессознательных процессов, лежащих в основе интуитивного мышления, и того, как эти автоматические процессы объясняют
эвристику суждений.
Вероятно, катализатором возможного скачка научной мысли в области педагогической
эвристики является выбор критерия систематизации приёмов обучения.
Основной задачей
эвристики является познание закономерностей продуктивных процессов на основе психологических особенностей их протекания.
Можно сказать, что типология “классика-неклассика-постнеклассика” действительно, а не декларативно эксплицирует парадигмальные уровни знания в генетическом единстве, когда идеи классической философии могут неожиданно дать новую
эвристику для философии постнеклассической.
Таким образом, на основе современных научных представлений о «технологии» творческого мышления можно заключить, что в становлении
эвристики первичной была именно её педагогическая ветвь.
Вся эта работа по взаимному соотнесению разнообразных источников нашего познания (соотнесению, включающему в себя моменты не только логической упорядоченности, но и, казалось бы, случайного, внезапного соотнесения предметов, документов, текстов и идей) оказывается непреложной частью научной
эвристики, наукотворческого процесса.
Одновременно продолжается процесс накопления знаний и через философию (гносеологию), и через математику, но всё же основное теоретическое направление
эвристики как науки о законах творческой деятельности было подготовлено именно развитием педагогики.
Она оказалась полезна учёным в других дисциплинах, а идеи
эвристики и искажений нашли эффективное применение во многих областях, включая медицинскую диагностику, юриспруденцию, анализ данных, философию, финансы, статистику и военную стратегию.
Это явление называют
эвристикой суждений.
Но из современной
эвристики выпал самый древний, и самый первый эвристический подход.
Именно этим и объясняется обилие эмпирического опыта использования в образовательной деятельности приёмов
эвристики.
Примерами
эвристик могут быть, например, пословицы.
Но как область научных исследований
эвристика в настоящее время есть нечто ускользающее, расплывчатое, неконкретное, хотя и привлекательное.
Основные направления развития
эвристики отмечены в работах разных авторов.
Эмоциональная оценка будет выполнять в данном случае функцию
эвристик [140].
Революционные постановления, Гераклитова статика, спартанская сибаритика, учреждения народной олигархии, история новаторских традиций, психология мужественных женщин, диалектика тавтологии, Булева
эвристика.
Метод, который изучала
эвристика, превратился в методологию.
Настолько рано, что история
эвристики не зафиксировала этот момент.
Учёные лишь отмечают, что с самого зарождения
эвристика очень тесно соприкасалась с педагогикой.