К ним надо добавить значительное количество вооружённых боевых
холопов, следовавших на конях за дворянами.
Во-первых, было непонятно, как вчерашние беглые
холопы и крестьяне стали вдруг искусными воинами, доставлявшими массу беспокойств могущественному османскому султану.
– Давно ли русские князья стали
холопами своих холопьев? – язвительно спросил он.
– Порубежники российские, молодцы удалые, верные
холопы царёвы, пусть земля пухом вам станет. За недогляд иль предательство воеводино сложили вы буйные головы…
Ремесленники могли быть
холопами или находиться в какой-либо другой форме зависимости от вотчинника.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: курироваться — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Посередине, на земляном полу, находился выложенный камнями большой очаг, где два
холопа уже укладывали дрова.
Поэтому у государя не могут быть советники, а только его слуги, дворовые
холопы, в каком бы чине они ни значились.
Дворными людьми в удельный период стали называться княжеские
холопы и сблизившаяся с ними часть младших дружинников, отроков и детских, живших во дворе князя.
Ударивший свободного человека
холоп мог по закону быть безнаказанно убит.
Паузок нагнал их только через полчаса, когда
холопы уже начали разгружать трюм.
– Так вот как! – хрипло прошептал боярин. – Ты был моим супротивником! – И он устремил на своего молодого
холопа ужасный взгляд.
Не по нраву были юному княжичу кровопролитие и разбой, однако сдерживал он своё сердце – куда ещё деваться пусть и родовитому, но бесправному
холопу государя всемогущего?
Княжеские и церковные власти не имели ни желания, ни ресурсов для быстрой, всеобщей и глубокой христианизации от боярина до последнего
холопа.
– Княже, не мы ведь приказы отдаём! – уже с некоторым смущением ответил
холоп.
Кожа на шее зарубцевалась, однако голову
холоп не держал, заваливалась она из стороны в сторону, словно держалась на тонкой ниточке.
Наконец, беглый кабальный
холоп не был возвращаем прямо хозяину, а ему предлагали прежде заплатить долг, и только в случае решительной несостоятельности выдавали его головою.
Церковь только к концу XI – началу XII вв. смогла смягчить бесправное положение
холопов.
Могли дать ход доносу собственного
холопа или слуги и разорить любого купца или даже боярина.
На рассвете, когда князь ещё только вскинул руки, давая
холопам возможность затянуть узлы колонтаря с наведённым на пластины чернением, за пределами шатра дружно взвыли десятки труб.
Монголы часть бар просто истребили, а жизнь
холопов сделали ещё хуже.
За кражу бобра предусматривался такой же штраф, как и за убийство
холопа.
После завтрака князь, взяв с собой всего трёх
холопов, поднялся на борт струга и вышел по реке в озеро, пугающее корабельщиков крупной зыбью.
Дорогу им преградили уже не стрельцы, но шестеро молодых боярских
холопов, крепких парней, одинаково стриженных «в кружок», с одинаковым – упрямым и угрюмым выражением лица.
– Паны, понимаешь, дерутся, а у
холопов чубы трещат.
Поэтому правительство понижало планку требований к местным помещикам, «верстая» поместьями (наделяя землями) казаков, бывших
холопов, посадских людей и даже крестьян.
С воеводой, ближними товарищами и богатырями муромский правитель опрокинул ещё по чаше стоячего мёда – ведун волей-неволей вынужден был нарушить зарок и смешать-таки вино с мёдом, – после чего
холопы пошли вдоль стен тушить масляные светильники.
Отныне русские цари женились только на соотечественницах, а русские царевны так и умирали, не изведав сладости и горечи брака, потому что их не выдавали ни за своих верноподданных – как можно, чтобы женщиной царского рода владел государев
холоп, пусть даже и знатный! – ни за женихов из иноземных пределов – можно ли отдать царскую дочь или сестру за какого-нибудь «поганого лютора» или «схизматика-паписта»!
Вообще же княжеские слуги находились в двояком отношении к князю: они были или
холопы князя, или же вольные его слуги, которые имели право перехода на службу от одного князя к другому, сохраняя при этом за собой свои земли (вотчины) в том уделе, откуда уходили.
Если закуп совершал правонарушение, ответственность была двоякой: господин уплачивал за него штраф потерпевшему, но сам закуп мог быть «выдан головой», т. е. превращён в полного
холопа.
Обстоятельством, исключающим вменение, было «неведение»: принявший по неведению чужого
холопа освобождался от платежа за хищение (ПП-115).
– Держи его! Бей! Ишь, брюхо наел, княжий
холоп!
Однако наряду с сокращением числа
холопов появилась новая категория зависимых от феодалов – кабальные люди, которыми становились крестьяне из-за долговой зависимости.
В состав
холопов попадали проворовавшиеся «рядовичи», пленники.
Холоп пришёл в себя и «узнал» царевича по особым приметам: бородавке на носу и неравной длине рук.
Любой человек, хоть простой
холоп, если его несправедливо обидели, мог прийти и положить туда жалобу.
– Да, матушка, – вместо государя ответил царский
холоп, увенчавший голову правителя густо вышитой золотом тафьёй.
Теперь они окончательно убедились, что и старый
холоп спит так же крепко, как и все остальные.
– Всею силою русской встанем! – громогласно заявил князь владимирский, принимая из рук
холопа большой ковш с вином, которым тот разливал хмельной напиток по кубкам именитых гостей.
Расторопные
холопы тут же откидывали полог и помогали хозяевам выбираться на свет божий.
– Веди в свои хоромы. Да прикажи
холопам баранов резать, мясо жарить. Пусть выбирают молодых, самых жирных. Мы устали и проголодались.
Все мы имеем немалый боевой опыт, которого у
холопов нет и быть не может.
– Кому сказать,
холопы живут рядом с особой королевской крови! – он театрально прижал пухлые руки к внушительной груди.
Ищите, бояре, по закромам, вытаскивайте из тайников золото и серебро, смотрите, каких
холопов отдать можете.
Трапезная путевого дворца стремительно наполнялась светом по мере того, как несколько
холопов зажигали со стремянок свечи на настенных бра и на свисающих над столами многорожковых люстрах.
– Жаль, что вы забыли
холопа безродного, что служить должен лишь на конюшне и не показываться на глаза благородным господам.
Её весёлый смех, быстрый говор, нежная улыбка успокаивали гневных, мирили спорщиков, заставляли нерадивых
холопов шевелиться…
Под присмотром хозяев
холопы легко сдвинули в сторону могильную плиту, взялись за работу.
Вместе с тем
холопа можно было признать субъектом права в части распространяющегося на него обычая мести.