Так, описывая
тувинцев, русские отмечали высокий уровень их агрессивности, замкнутости и самодостаточности.
К характерным качествам русских, по мнению
тувинцев, относятся негостеприимство, изолированность и холодность в семейно-родственных отношениях, эгоизм, высокомерие.
Дадим характеристику этим этапам и попытаемся восстановить основные представления
тувинцев о тувинском национальном характере на каждом этапе, проследим основные изменения в этих представлениях.
На территории центральных сумонов проживали представители разных групп
тувинцев.
Однако при анализе экономической культуры
тувинцев тема отношения ко времени ими практически не поднималась.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: огорода — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Идеалом
тувинцев стал активный арат-труженик, преумножающий скот для своей семьи и для государства, овладевающий новыми знаниями и техническими возможностями.
Так, например, для европейцев азиатские лица являются жёлтыми, в то время как
тувинцы называют жёлтыми (сарыг) европейцев.
Для того чтобы увидеть тувинский национальный характер «извне», обратимся в первую очередь к описаниям
тувинцев, которые давали первые внешние наблюдатели с конца XIX в.
Роман повествует о жизни автора, начиная с детства, о его становлении как борца за лучшую жизнь
тувинцев, Родины.
Поэтому
тувинцы жили в тяжёлых экономических условиях и ощущали себя как иссякающий источник.
Это отдельная проблема, так как до 1930 г. – времени, когда у
тувинцев появилась письменность на основе кириллицы и население стало массово обучаться грамотности, – до этого времени образование получали немногие, т. е. богатые люди и буддийские священнослужители.
Этнограф подчёркивал, например, у
тувинцев большую любовь и приверженность лошадям.
Понятно, если мы имеем дело с таким описанием (а это цитата из вполне конкретного сказания алтайских
тувинцев), речь идёт об исполинах.
Уточняя свою позицию по этому вопросу в дальнейшем, я подробно и обстоятельно обращусь к теме национального характера
тувинцев, поскольку вопрос авторства суждений здесь очень важен.
Маленький ребёнок, родившийся у родителей, скажем, монголов, не имеющий представления о том, кто он и к какому народу он принадлежит, может в силу обстоятельств оказаться в семье
тувинцев, в тувинской культурной среде.
Как я уже сказала, в стремлении «услышать» голос самих
тувинцев прошлых веков, в частности XIX в., мы оказываемся перед проблемой источников.
Соответственно, эпические произведения фольклора
тувинцев являются местными вариациями общих мифов, сюжетов, образов.
Совершенно справедливо он отметил, что замечания о воровстве
тувинцев путешественниками делались на основании слухов.
Исследователь подробно описал представления о времени
тувинцев, которые не знали механических часов, а использовали для исчисления юрту.
Несмотря на то что их привычки и воспитание были совсем далеки от кочевого образа жизни, который издревле вело большинство
тувинцев, они органично вписались в местную среду.
Современные
тувинцы так говорят, когда человек долго не отдаёт долг.
Неотъемлимой частью работы с православными
тувинцами является переводческая деятельность.
Противостояние с раскольниками стимулировало православную миссионерскую деятельность в регионе, но она в отношении
тувинцев была крайне пассивной.
Такая испокон веков у
тувинцев традиция.
Вместе с ним пошли прогуляться два
тувинца.
– Брат я сейчас выйду, – ответил
тувинец.
Ещё немного покружив по городу, десятка остановилась возле девятиэтажки, вышли три
тувинца и направились в подъезд.
Наши провожатые, два молодых
тувинца, сняв с нас оброк, разворачивают свою мохноногую братию в обратный путь и, пожелав нам «ветра в спину», исчезают за ближайшим поворотом тропинки, растворившись в зелёном таёжном мареве.
Таким образом, курительная трубка приобрела особый статус, стала маркером социальных отношений и заняла совершенно определённое, только ей свойственное место в довольно замкнутом, очерченном устойчивой традицией, вещном мире
тувинцев.
В середине пылал костёр и сидел
тувинец с бубном, и плясала старая тувинка с широким и грозным лицом.
Я не пони…. – начал говорить
тувинец.
Все буряты, калмыки и
тувинцы почитают его, делают ему обильные подношения для хорошего урожая и приплода скота.
– Не иронизируйте, среди
тувинцев существует уверенность, что чёрный жрец, приносящий страдание жертве, испытывает ту же боль, что и жертва.
Среди абитуриентов, поступивших в школу в 1986 году, он был единственным
тувинцем.
Правый хук и
тувинец упал.
Жили дружно, помогая друг дружке, охотничали, рыболовничали, местных
тувинцев не забижали.
Далее, представим описания этнопсихологии
тувинцев и коми-народа, касающиеся психологического облика указанных этносов.
Среди характерных черт
тувинцев также отмечается одномоментное сосуществование у них хитрости и наивности, необязательность в деловых отношениях.
Чеченцы и
тувинцы представляются напряжёнными, а русские занимают нейтральное положение на данной шкале.
Представители чеченского этноса воспринимаются более упрямыми, русские натурщики – наиболее уступчивыми, а
тувинцы занимают срединное – нейтральное положение по этому качеству.
Однако, если в первом случае отсылка идёт скорее к характерному цвету кожного покрова, то во втором – к цвету волос, с точки зрения
тувинца являющемуся доминирующим признаком европейца.
За скотом постоянно нужно следить – коров режут зимой волки, лошадей часто угоняют
тувинцы.
Однако при этом процесс формирования этноса
тувинцев был длительным.
Итак, какими видели
тувинцев приезжающие советские учёные – этнографы, экономисты, историки, археологи?
Описывая самих себя,
тувинцы отмечают скромность представителей своего этноса, понимая под ней, главным образом, поведение в соответствии с признанным за человеком статусом (Мышлявцев, 2002, с. 39).
То есть
тувинцы осознавали, что они не просто племена, роды, а единый народ, который имеет определённый состав.
Речь идёт о том, как сильно
тувинцы были привязаны к своей земле, зависели от неё и, соответственно, как они воспринимали её.
Сама тема плодородия, богатства, изобилия у
тувинцев тесно связывалась с тем, что питает человека – со скотом, что его окружает, делает благополучным – большая семья, т. е. дети и родственники.
Традиции многодетности
тувинцев позволяли иметь обширные родственные связи членов семей между собой.