Одновременно и, может быть, стадиально несколько позже развивается образ, восходящий к глубинам шаманского мифа, к образу первопредка – образ
трикстера, то есть хитреца, плута.
Положительный культурный герой, демиург, первопредок и
трикстер являются главными образами, которые неоднократно разрабатываются в мифах.
Трикстер оказывается здесь далёким предшественником средневековых шутов, скоморохов, юродивых, а также философов и учёных.
Шутки и проделки
трикстера, как правило, нужны ему для того, чтобы удовлетворить свою прожорливость или другие потребности.
Иногда
трикстер нарушает правила не для достижения своей цели, а из простого озорства.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: кислотостойкость — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Трикстер наделён деятельной и энергичной натурой, подталкивающей его к разного рода авантюрам, как правило, составляющим сюжетную основу произведения.
На смену относительному порядку и статике приходят сумятица и хаос, которые позволяют
трикстеру более эффективно добиваться цели и проявлять свои самые яркие качества.
Отсюда роль
трикстера – общественная необходимость озорства, игры, образности.
Лис здесь не просто
трикстер, зачинщик и исполнитель дерзких авантюр и жестоких проказ, – он полубог этого иллюзорно спокойного и благоустроенного мирка: в конечном счёте, именно он решает судьбу своих недругов и вообще обитателей звериного сообщества – кого ждёт виселица или тюрьма, а кого повышение по службе.
Пётр как главный
трикстер и, в меньшей степени, св.
В главе 10 будет рассмотрен архетип
трикстера и его роль в контакте с той стороной.
Бродяга – это классический
трикстер, презирающий власть разума и человеческие законы.
Все они в той или иной степени отражают стороны
трикстера как вещи, объединяющей их в себе, ибо она нарушает общепринятые границы, установления, порядок.
Когда бы и где бы ни появлялся
трикстер, несмотря на свой невзрачный вид, он обладает способностью превращать то, что казалось ранее бессмысленным, в нечто, наделённое смыслом…
Однако рядом с фигурой культурного героя на определённом этапе обычно появляется сопровождающая его, словно тень, фигура
трикстера.
Этими безрассудными выходками
трикстер зачастую ломает имеющиеся традиции и создаёт новые.
Это в значительной мере придаёт сказаниям о
трикстерах характер легальной отдушины, известного “противоядия” мелочной регламентированности в родо-племенном обществе, шаманскому спиритуализму и др.
Хочу быть
трикстером, шельмой, хочу шутками травить серость.
– Ага, в точности как отец в стане
трикстеров…
Среди них были и чернобородые наследные принцы ближневосточных королевств, одетые в белые с красным бурнусы, с чёрными повязками на головах, и щеголеватые европейские
трикстеры в идеально пошитых чёрных костюмах, и американцы в демократических джинсовых униках, и негры в белом, и арабы в оранжевом, и украинцы в сине-жёлтых «вышиванках».
Это совершенно новое в литературе поколение
трикстеров, появившееся сравнительно недавно: одиночка, эгоист, мизантроп, чрезвычайно деятельный, очень профессиональный персонаж, который идёт вразрез со всеми правилами и традициями, но вскрывая систему изнутри, отменяет конец света, хотя иногда ставит себе цель совершенно противоположную.
Именно
трикстер соединял в мифологические времена, казалось, несоединимое.
Он скорее
трикстер, чем просто безумец.
Мой
трикстер чувствует, что близок к провалу.
С течением времени
трикстер растворился, исчез.
Я бы чувствовала себя великим
трикстером и хитрецом, а вместо этого, глотая слёзы, я пробираюсь в единственное место, где, я знаю, мне никто не помешает.
С тех пор как она в последний раз использовала магию
трикстера, прошло много времени, и девушка нервничала.
Ключевое отличие мифологического
трикстера от мелкого мошенника или дурачка – в двойственности характера: он одновременно добр и зол, одновременно мудр и глуп, одновременно свят и нечестив.
Как только нам думается, будто мы поняли, кто он таков,
трикстер превращается в нечто иное, издевательски ухмыляется и бросает нам конец верёвки, ведущей неизвестно куда, готовясь к новой проделке.
Как это порою свойственно мифическому культурному герою, демонизм в нём уживается с чертами
трикстера (плута).
С другой стороны, в каждом из нас сидит такой чёртик, поэтому образ
трикстера очень притягателен, хотя и чрезвычайно неудобен для культурного человека, поскольку это сущность с более низким и неразвитым характером.
Трикстер может быть созидателем и разрушителем, хитроумным героем и коварным злодеем; чаще всего он – персонаж амбивалентный, то и дело перескакивающий от одного к другому.
Так что, не в споре рождается истина – в бреду. Или не истина, а внутренний
трикстер продирает глаза.
Современные сказочники придают традиционным мифам о
трикстере новые повороты.
Женщины-трикстеры долгое время держались в тени, затмеваемые
трикстерами мужского пола, но ныне и их число в фантастике и прочих видах сказок – от телевизионных комедий до музыкальных клипов и детских книжек с картинками – растёт день ото дня.
По-моему, это значит, что в сути архетипа
трикстера нет ничего исключительно мужского: обманщик и глупец, созидатель и разрушитель может относиться к любому полу.
Зеленоглазый
трикстер поправил хомбург и широко улыбнулся.
Развернувшись, воин увидел
трикстера, внезапно возникшего в нескольких метрах от него.
Во всемирной мифологии
трикстер появляется под множеством разных масок.
В японских, корейских и китайских сказках роль
трикстера нередко отводится лисам.
Теперь же всё перевели на индивидуальный ментальный интерфейс, наподобие того, как игроки выбирают скилы или как
трикстер меняет комплекты оружия.
Вообще-то предисловие можно не читать, если вы познакомились с книгой «Эпос
трикстеров – 1».
От
трикстера здесь больше, чем может показаться на первый взгляд – не спешите списывать его со счетов, как обычного озорника и дурачка.
Следующим этапом развития образа культурного героя является появление
трикстера.
Иногда герой в течение повествования так меняется, что окончательно теряет черты культурного героя и остаётся
трикстером.
С
трикстером достаточно часто будет ситуация и в шаманском мифе, и в эпосе, как он перехитрил сам себя.
В западноевропейской культуре самым ярким примером
трикстера в образе животного является лиса, точнее, Лис.
Эти
трикстеры рассказывали истории, диктующие приемлемое и неприемлемое поведение в племени, и, хотя, по сути, они были шутами, им приписывали сверхъестественную силу.
С его точки зрения иррациональное поведение
трикстера есть не что иное, как возможность выхода низменных страстей, не признанных моральными устоями племени и общественным укладом.
Трикстер никогда не знает, где он появится в следующую минуту, зато точно знает, как туда попасть.