Психика человека состоит из множества различных элементов, и у каждого из них есть свое место и свое назначение. Тень – это та ее область, которая не осознается, не признается, вытесняется или отрицается нами, но при этом оказывает огромное влияние на нашу жизнь. Мы даже не подозреваем о ее существовании, а встречаемся с ней только, когда она проявляется – в сложных ситуациях или в моменты сильного эмоционального напряжения. Тень – причина того, что мы раз за разом попадаем в одни и те же ситуации, хотя прилагаем максимум усилий, чтобы на этот раз точно стало иначе. Эта книга для тех, кто готов заглянуть в себя, увидеть истинные причины своих неудач и избавиться от них.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Тень как ресурс предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава 1. О Тени просто
Как я могу быть реальным, не отбрасывая тени? Если я хочу быть цельным, то должен иметь и темную сторону; осознавая свою тень, я вспоминаю еще раз, что я человеческое существо, подобное любому другому.
Человеческая психика включает в себя много элементов, у каждого — свое место и назначение. Чтобы вам было легче ориентироваться в этой книге, мы в начале покажем весь ландшафт.
Вспомним сказку братьев Гримм «Шестеро слуг». Разберем на ее примере, что является теневыми фигурами, душой, эго, творческим началом, трансформационным путем и интеграцией Тени. Мы будем делать врезки в текст сказки, чтобы пояснить, кто есть кто.
«Много лет назад жила старая королева. Была она колдунья, а ее дочка была самой красивой девушкой на свете».
Ведьма — распространенный сказочный персонаж. Она обычно обитает где-нибудь в лесу или на болоте. Нормальные люди туда обычно не ходят, а забредают либо случайно, либо по большой необходимости. В снах и сказках ведьма может символизировать наше бессознательное.
«Но старуха помышляла только о том, как бы ей заманить людей в беду, и когда приходил очередной жених, она говорила, что желающий получить ее дочь должен выполнить задание или погибнуть. Многие были ослеплены красотой девушки и принимали условия ведьмы, но выполнить поручение старухи они не могли; и тогда уж им не было пощады: приходилось становиться на колени — и летела их голова с плеч».
Девушка, дочь ведьмы, символизирует душу, которая до поры до времени живет в бессознательном. Так и мы живем, не следуя зову души, а как нас научили короли и королевы. Но важно найти душу, вывести ее из лесов-болот, как бы сложно и опасно это ни было. А затем, сочетавшись с ней священным союзом, жить, уважая правила общежития, опираясь на собственную правду, следуя собственным желаниям и реализовывая их. Раскрывать свое предназначение, проживая свою единственную, уникальную жизнь.
«Услыхал один королевич про великую красоту девушки и говорит отцу:
— Дозвольте мне туда отправиться, я хочу к ней посвататься».
Король символизирует наше эго, ту часть, которая знает, как правильно жить. Что можно делать, а что недопустимо. Как правильно и как нет. По сути, это закоснелая, нашпигованная знаниями, моделями, ограничениями часть нас.
Королевич символизирует творческое начало, нашего «золотого внутреннего ребенка», который готов пробовать, рисковать, терять, совершать ошибки, искать, отказываться, искренне радоваться всему.
«“Я никогда этого тебе не позволю, — ответил король, — если ты туда пойдешь, то уж назад не вернешься”.
И вот слег королевич — тяжело заболел, пролежал целых семь лет, и ни один лекарь не мог его вылечить. Понял отец, что нет больше никакой надежды, и говорит сыну с тоской в сердце:
— Отправляйся туда и попытай счастья, я не знаю, чем еще тебе помочь».
Интересное наблюдение из опыта работы с клиентами: когда мы отказываемся от чего-то важного, то вторая возможность реализовать то же самое часто появляется через 7 лет. Мы говорим себе: «Не сейчас, не время, это несерьезно, блажь какая-то и прочее». А через 7 лет вновь ощущаем зов — жизнь как бы опять напоминает о нашей мечте, о желании, о том, что делает нашу жизнь живой. Однако второй раз «голос» звучит намного слабее. Проходит еще 7 лет, и он уже почти неразличим на фоне: «надо», «должен», «обязан», «не хуже, чем у других», «ради детей»… И где-нибудь в возрасте за 50, когда между человеком и смертью уже, как правило, никого не осталось (родители у многих к этому времени уходят), с грустью, а нередко и с болью вспоминается о том, что когда-то предлагалось, но чего так и не попробовал.
«Услыхал слова отца сын, поднялся с постели, сразу выздоровел и, повеселев, отправился в путь-дорогу».
К сожалению, многие не обращают внимания на своего «королевича». И он так и остается смертельно больным, теряя всякие способности: хотеть, стремиться, мечтать, радоваться. А нередко он умирает, и остается только «король». У человека есть в жизни всё. Всё! Только вот жить не хочется.
«Проезжая на коне через пустошь, королевич заметил впереди что-то вроде копны сена. Подъехал ближе, а это живот человека, который лежит на земле растянувшись, навзничь. Был тот огромный живот — прямо брюхо — похож издали на небольшой пригорок. Увидел толстяк путника, поднялся во весь рост:
— Возьмите меня в слуги.
Королевич задумался:
— Да на что ж мне такой увалень?
— Если я раздуюсь как следует, — продолжил уговоры толстяк, — то стану в три тысячи раз толще.
— Раз так, — согласился королевич, — ты мне пригодишься, ступай вместе со мной».
Далее, опуская подробности, напомним, что королевич набрал себе команду из людей с разными, необычными с общепринятой точки зрения способностями: уникальным слухом, разрушающим взглядом, умением видеть далеко-далеко, растягивать себя и становиться выше гор, мерзнуть на солнце и греться в тени, видеть через леса, через поля.
Эта часть сказки непосредственно относится к теме нашей книги. Королевич встречает тех, кто всегда был в этом королевстве, только он не подозревал об их существовании. Важно: выглядят эти персонажи, если сказать помягче, уродцами. Мудрость сказки в том, что королевич не проезжает мимо, делая вид, что он их не видит. Он не пытается заточить их в тюрьму, тем самым скрыв от глаз окружающих. Не пытается вылечить и сделать нормальными. Или изгнать из королевства. Он берет их в услужение! Именно это его действие метафорически передает смысл современных слов «интегрировать теневые аспекты личности».
Что же произошло дальше? А дальше ведьма дала жениху дочери первое задание.
«Ты должен достать кольцо, что я в молодости уронила в Красное море».
Что это означает? Если обратиться к символике, то моря, океаны символизируют коллективное бессознательное. Кольцо — самость. С такой расшифровкой становится понятен истинный смысл этой части сказки: прежде чем обрести душу, покажи мне, что ты способен осознать себя, выделиться из океана коллективного бессознательного.
Ведьма дает задание за заданием, которые королевич самостоятельно выполнить не может. Но с неподъемными задачами легко справляются слуги — собранные в пути части, олицетворяющие теневые стороны его личности. Он дает слугам задания, тем самым разрешая им присутствовать в жизни. Они перестают быть вытесненными изгоями, а превращаются в осознаваемых, используемых и даже полезных. И это не зависит от того, насколько уродливыми они казались при первой встрече. Интеграция этих частей происходит через действие.
Вернемся к сказке. В ней все традиционно заканчивается хорошо. Царевич женится на ведьминой дочке, но при этом происходит еще одна интересная история. Когда молодые обвенчались, муж объявил жене: «На самом деле я не королевич, я свинопас. И мой папа свинопас». И отправил жену к свиньям: «Будешь теперь их пасти». Ей пришлось надеть грубые деревянные башмаки — ноги тут же покрылись волдырями. Ведьмина дочка, рыдая, причитала: «Это мне за мою гордыню». Только после того, как она смирилась со своей судьбой, королевич явился к ней и признался, что он настоящий принц. И их брак стал действительно священным союзом. Но дальше пойдет речь не об этом.
Наша книга посвящена той части пути, на которой человек хочет встретиться с теневыми аспектами своей личности, находит и интегрирует их.
Итак, на примере сказки мы показали, что такое Тень.
Тень — область психики, которая нами не осознается, не признается, вытесняется или отрицается, но при этом оказывает большое влияние на нашу жизнь.
Точно как в сказке — это те части нас, которые мы обычно не используем и даже долго не подозреваем об их существовании. Мы встречаемся с ними, когда они проявляются. В исключительных случаях это происходит открыто, спонтанно — ко всеобщему удивлению. Как правило, это связано с большой сложностью ситуации, с опасностью, с сильным эмоциональным напряжением. Наутро мы можем разочарованно удивиться: «Как же я так мог, что же на меня нашло? Это как будто был не я».
Мы можем заметить себя в движении по кругу, как скачет цирковая лошадь, — оказываемся в одних и тех же ситуациях, хотя мы и приложили максимум усилий, чтобы на этот раз все точно произошло иначе.
Это все иллюстрации к необходимости интеграции теневых частей, ведь именно они провоцируют или вынуждают нас на описанное выше поведение.
В любом из направлений психотерапии рано или поздно мы сталкиваемся с Тенью. Это случается обязательно, потому что во всех областях одинаковое расширение. Наступает шок: «Боже, и это тоже я?!» Да, когда мы присваиваем себе эти аспекты, они становятся такими. Даже если это не называется работой с Тенью, мы все равно оказываемся в данной теме.
Может быть, у кого-то был более богатый опыт психотерапевтического общения — не пять встреч с психологом для короткой коррекции или чтобы в чем-то разобраться, а терапия хотя бы средней по времени продолжительности. Если поискать, то в ней точно удастся обнаружить присвоение себе теневых аспектов. Хотя бы чуть-чуть, но это обязательно было.
Работа с Тенью выделена в отдельную плоскость. Возможно, даже не как терапия, а просто как тренинг личностного роста — именно так это и происходит. Мы не лезем в глубокое бессознательное, но тщательно перебираем идеи о себе, о других, о мире, которые проживаем. Они в нас заложены — как фундамент, как стопроцентная правда об окружающем нас мире, которой мы обычно не замечаем.
Например, нам объясняют: воздух состоит не только из кислорода и двуокиси углерода, но и из других элементов. Однако мы знаем, что для дыхания нам необходим кислород: мы вдыхаем его и выдыхаем углекислый газ. Мы поступаем так всю жизнь — и даже задолго до того, как об этом узнаем. То есть процесс происходил всегда — он просто до какого-то момента не был назван. То же самое и с интеграцией теневых аспектов в психотерапии.
Работа с Тенью у человечества гораздо более древняя, чем психотерапия. В разных племенных культурах мы можем встретить культовые обряды, связанные, по сути, с интеграцией теневых частей, — например, «овладение силой зверя». То, что современный психотерапевт назовет присвоением себе права на гнев и контролем над ним.
Или обряды изгнания любого зла из человека. Чаще всего сразу после завершения ритуала позволяется показать свои уязвимые раненые части, которые прежде полагалось защищать любой ценой.
В далеком прошлом на Востоке считалось, что субъект, не отбрасывающий тени, бессмертен. В западном фольклоре предполагалось, что он продал душу дьяволу. Тень наделялась мистическим содержанием, нечеловеческой силой, с которой обычному человеку не справиться. Но у Тени во всех легендах и сказаниях всегда присутствует хозяин — вот он (и только он) может справиться с ней, обратив на нее внимание и совершив определенные действия. Именно этим мы и предлагаем заняться, используя разные психологические инструменты.
Одним из способов войти вглубь своей Тени является соединение с фигурой Дурака (Шута, Трикстера). Напомним: под Тенью подразумеваются неосвоенные области психики, недоступные роли и проявления. При королях всегда был придворный дурак, которому дозволялось говорить самую страшную правду, высмеивать любого, спонтанно встревать в протокольные беседы. Именно таким способом мы и будем разрушать поведенческие стереотипы, ломать шаблоны, находить вытесненные чувства и предъявлять их миру.
Дурак неподконтролен никому, и результат его действий не может предположить даже он сам. Он провокатор и катализатор, он аморален с точки зрения существующей этической системы культурного героя. Шут стоит на границе между миром человеческого общества и миром дикой природы, поэтому с точки зрения нормального человека он смешон, нерассудителен или бессознателен. Это самая подходящая фигура, способная стать проводником в теневую часть жизни, соединить персону с запертыми инстинктами.
Другая схема, позволяющая понять сущность мифологического содержимого Тени, рождена в незапамятные времена эпическим образом культурного героя. Такой герой (благодетель человечества, учитель или созидатель) стал действующим лицом многих эпосов. Однако рядом с фигурой культурного героя на определенном этапе обычно появляется сопровождающая его, словно тень, фигура трикстера. Но если культурный герой мыслится как воплощение всяческих достоинств, то возникает потребность отделить от него все «неблагородные» черты поведения и персонифицировать их в его Тени. Тень — словно убогий конек-горбунок, доставшийся младшему брату, в отличие от прекрасных коней, принадлежащих старшим.
Этой сложной психологической работе по-прежнему приписывается много устрашающего и мистического контекста. Мы хотим убрать налет мистики, оставив голый психологический подход. Сама работа будет достаточно сложной, поскольку, прежде чем добраться до ее сути, нам предстоит встретиться со Стражником, но об этом чуть позже — в главе 6, а пока немного теории.
Практически каждая школа психотерапии работает с этой темой по уникальным методам. В этой книге мы опишем наш подход, наш тренинг, наш способ, наши наработки. Они далеко не единственные, но уникальны по своему наполнению. В нашей работе идет процесс, соединяющий психоаналитический подход, гештальт-терапию, клоунаду и психодраму.
Мы позволили себе такой микс, потому что углубились в каждый из подходов и в каждом обнаружили что-то, что сочли важной составляющей пазла нашего тренинга. Это похоже на смешивание химических реактивов: о свойствах каждого по отдельности нам известно многое, мы знаем о том, как они работают, а также о том, как взаимодействуют между собой и в каких пропорциях вступают в реакцию, обеспечивая желательный для нас результат, — так, чтобы ничего не взорвалось, чтобы получилось лекарство, а не яд.
Работа с Тенью базируется на психоаналитических основах. Сначала Юнг, затем его ученик Нойманн, юнгианский аналитик Холлис и многие другие последователи описывали и описывают Тень с разных сторон.
Изложим кратко основу, опираясь на Холлиса, поскольку его язык кажется наиболее простым и подходящим для нашей книги, направленной на обычного читателя, а не на профессиональное сообщество. Если вы захотите углубиться в тему, то книга Джеймса Холлиса «Почему хорошие люди совершают плохие поступки» сможет глубже объяснить аналитический подход к работе с Тенью.
Чтобы описать Тень, важно сразу заявить: это понятие архетипическое[12]. Это накопление народами, культурами, сообществами и индивидуумами всего самого «неприятного и запретного, плохого и грязного». Тень сродни понятию героя: она бывает с разным набором историй внутри, объединяет множество сюжетов во всех уголках мира, но в каждом имеет особую специфику, колорит — он свой у каждого народа, каждой культурной эпохи. Понятно, что как любой может стать героем, так у каждого есть и свои теневые проявления.
«Если описать Тень функционально, то она состоит из всех тех аспектов нашего существа, которые работают на то, чтобы заставлять нас ощущать дискомфорт от самих себя», — пишет Холлис. После таких слов понятно, как непросто входить в эту работу. Но у данного процесса есть и оборотная сторона.
Мы тратим колоссальное количество энергии на удержание под замком отвергнутого и вытесненного («плохого» в нашей картине мира). Интеграция теневых частей высвобождает эту энергию и превращает ее в бонус. Самый же главный подарок в том, что мы перестаем вытеснять вместе с ними свое сокровище, которое есть в этих частях, как в сказке про слуг. Так, вместе с гневом вытесняется решительность, вместе со слабостью — способность чувствовать и т. д. Ведь «Тень состоит не только из нравственно порицаемых наклонностей, но и обнаруживает целый ряд положительных качеств — таких, как нормальные инстинкты, адекватные реакции, реалистичные прозрения, творческие порывы и т. д.», — пишет Холлис, цитируя Юнга.
Согласно аналитическому подходу, существует четыре способа проявления Тени в нашей жизни:
а) Тень остается активной, но бессознательной;
б) Тень отрицается, но проецируется на других;
в) Тень узурпирует наше сознание, овладевая нами;
г) Тень расширяет сознание через признание и диалог.
Мы практики, поэтому нас интересует сознательная работа с пунктами «б» и «г». Участникам тренинга мы предлагаем очень внимательно наблюдать собственные реакции на происходящее, чтобы заметить торчащие ушки Тени.
В главе 4, главе 5, главе 8, главе 10 мы расскажем, на что следует обращать внимание, чтобы заметить теневые проявления в жизни. На тренинге мы в специальном формате создаем некоторые процессы, моделируя жизнь, чтобы концентрированно поработать три дня. Наши коллеги говорят: если вы не бывали на тренингах, то лучший психотерапевт — жизнь, она подкидывает правильные ситуации.
Когда мы замечаем свою Тень, спроецированную на других, начинается очень интересная история знакомства с собой: возникает много вопросов к себе, пересматриваются отношения с партнерами, друзьями, коллегами. Юнг сказал, что «процесс примирения с другим в нас стоит потраченного времени и усилий, ибо таким образом нам удается познать те грани нашей природы, указать на которые мы не позволим никому другому и которые сами ни за что не признаем». В главе 6, главе 7, главе 8 мы расскажем, как это происходит в жизни и на групповом тренинге.
Стандартно, по прошлому опыту, существует два типа ран, нанесенных другими. Первая — другой нас подавлял, вторая — другой разными способами нас оставил. Эти истории просто кладезь отвергнутых собственных частей. Подробно о проекциях мы расскажем позже.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Тень как ресурс предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
11
Цит. по кн.: Фрейджер Р., Фэйдимен Д. Теории личности и личностный рост. — СПб.: Прайм-Еврознак, 2004. Прим. авт.
12
Юнг К. Архетип и символ. — М.: Канон, 2019. Автор пишет: «Под архетипами я понимаю коллективные по своей природе формы и образцы, встречающиеся практически по всей земле как составные элементы мифов и в то же время являющиеся индивидуальными продуктами бессознательного происхождения… Прообраз, или архетип, является сформулированным итогом огромного технического опыта бесчисленного ряда предков. Это, так сказать, психический остаток бесчисленных переживаний одного и того же типа». Прим. авт.