Вблизи же этого места я услышал тихие, нежные звуки игры на
сяо – тонкой длинной бамбуковой флейте.
У китайцев сыновняя почтительность, или
сяо, всегда была основой государственной системы.
Сяо – это не только почитание родителей детьми и уважение старших младшими.
Таким образом, государством руководило два клана – елюй и
сяо.
Древнекитайская нравственность связана с такими представлениями, как
сяо – почитание родителей, ди – почитание старшего брата, ли – почтительность, церемониал, ритуал.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: черноклён — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Хороший сюрприз ждал нас в племени
сяо.
У благородного мужа есть антипод – так называемый низкий человек (
сяо жэнь).
Он, обрадованный встречей с нами, рассказывал, что далёкие предки народа
сяо были великанами, легко переносящими на плечах туши убитых огненными стрелами слонов, глыбами, перегораживающими реки, переговаривающимися друг с другом через сотни километров.
Глупый человек по сравнению с ещё более глупым чуть-чуть умнее и может с помощью своего «небольшого ума (
сяо цунмин)» одержать над ним победу.
Первый иероглиф,
сяо, означает «маленький».
Иероглиф «фу» без верхней точки и иероглиф «чжан» с вертикальной чертой, пересекающей элемент «жи» («солнце»), можно увидеть на стелах и в знаменитых каллиграфических образцах разных стилей: от древнейшего да чжуань и сменивших его
сяо чжуань и лишудо более поздних цаошу, кайшу, синшу.
То, что его обладатель соответствует определённым характеристикам, важнейшие из которых – жень (человеколюбие), ли (соблюдение обрядов), и (справедливость), чжи (благоразумие) и
сяо (сыновняя почтительность).
Большинству терминов, в том числе жэнь (человеколюбие),
сяо (сыновняя почтительность), чжун (преданность), и (долг), даются новые трактовки в соответствии с «политической необходимостью».
Когда он говорит, инспектор испытывает настолько сильное
сяо, что его не в состоянии подавить даже метасущность.
Музыканты ютились вдоль стены на невысоких деревянных скамейках, играя приятную ненавязчивую мелодию, состоявшую из гармоничного переплетения струнных инструментов похожих на небольшие арфы, и трёх
сяо.
– Я бы позвал тебя, но это сугубо личное дело,
Сяо. И по его итогам мои враги могут стать твоими врагами. Оно тебе надо?
Теперь, когда нет
сяо, сопутствующего моей маскировке, рассматривать его намного легче.
Каждый гуд состоит из трех черт (
сяо) двух видов – сплошной и прерванной.
Сяо гуй. Нежное обращение к детям, означавшее «маленький призрак». Мать никогда её так не называла.
При этом указывалось, что в первой книге «Обзоров» не хватает «для ровного счёта» одной главы, и высказывалось предположение, что так называемая «Лянь
сяо» и была этой «потерянной главой».
Но что мы можем сделать,
сяо гуй…
–
Сяо гуй, присоединишься к нам?
Такое безоговорочное дочернее послушание и было выражением ритуального
сяо– «сыновней почтительности».
Путешественники, отправлявшиеся в те края, где обитали горные
сяо, старались брать с собой в дорогу какие-нибудь подарки для них.
Сяо жэнь (дословно маленький человек) – иногда переводится как низкий человек, термин далеко не однозначный, несущий в себе как этическую, так и социальную нагрузку.
Результатом воспитания должно стать обретение человеком внутреннего состояния подлинного «человеколюбия», «человечности» (жень), которое отличает благородного мужа от его антипода – низкого в моральном плане человека (
сяо жень).
Перед сном я поиграла ей на
сяо, снова порадовавшись тому, как безотказно успокаивающе действует звук этого инструмента.
Культ предков и
сяо в принципе упорядочивали социальные отношения людей на низовом, массовом уровне.
– Моя служба окончилась давно моя
сяо.
Конфуцианский принцип патернализма выдвигает идеал «
сяо», сыновней почтительности.
Существует версия, согласно которой эта вторая часть «Послесловия» представляет собой фрагмент утраченной главы «Лянь
сяо», присоединённый к «Послесловию», чтобы не нарушалось ровное число глав – сто шестьдесят, если само «Послесловие» считать отдельной главой «Люйши чуньцю».
В то время как «цзюнь цзы» думает о морали и долге, «
сяо жэнь» озабочен лишь тем, как бы получше устроиться и извлечь выгоду.
Философское учение конфуцианства также основано в первую очередь на провозглашении в качестве главной обязанности человека сыновней почтительности (
сяо) и почитания предков: «Всегда выражать полное уважение к родителям; доставлять им пищу самую любимую; скорбеть, когда они больны; до глубины души сокрушаться при их кончине; приносить им, усопшим, жертвы с (религиозной) торжественностью – вот пять обязанностей сыновнего благочестия».
Антиподом «благородного мужа» является «маленький человек»
сяо жэнь, который следует собственной выгоде (ли).
– Моя
сяо мы устроили охоту на львов и разбрелись по пещерам.
Гуманность, как этический принцип, производит все другие добродетели – долг, справедливость («и»), сыновья почтительность («
сяо»), уважение к старшим («ли»).
Обрадованная
сяо велела путнику, ничего не опасаясь, устраиваться на ночлег.
Центральным компонентом конфуцианства изначально являлась его этика, основывавшаяся на таких категориях, как жэнь(гуманность, человеколюбие),
сяо(сыновья почтительность, шире – почитание младшими старших), ли(правила, ритуалы), вэнь(образованность).
Причём с точки зрения конфуцианства общество – это та же семья и принципы ли,
сяо, жэнь должны применяться в государственной политике.
Конфуций рассматривал человека в трёх измерениях, подразделяя соответственно людей на три категории, обозначаемые терминами цзюнь цзы, жэнь и
сяо жэнь.
Эти «правила» включают в себя сыновнюю почтительность к родителям и предкам («
сяо»).
Вторичными по отношению к жэнь (гуманность) и производными от неё объявлялись все другие добродетели «благородного мужа» – и (долг, справедливости),
сяо (сыновняя почтительность), ди (уважение к старшим братьям) и др.
Китайские иероглифы «
сяо кан»означают «малое благополучие», или «малое процветание».
Главной идеей такого общества является идея
сяо– сыновней любви, почитания старших, а также тех, кто занимает более высокое положение в общественной иерархии.
Знак
сяо в самых ранних (XIV/XIII–XII/XI вв. до н. э.) текстах-надписях на гадательных костях не обнаружен, зато он часто встречается в инскрипциях на западночжоуских (XII/XI VIII вв. до н. э.) бронзовых изделиях, где его смысл «сыновняя почтительность» не вызывает сомнения.
– Загони его поглубже,
Сяо!
– Моя
сяо это честь быть вашим другом, и я принёс хорошие вести. И я хотел бы обсудить этот вопрос с вами лично.
Развивая идею социальной гармонии, Конфуций выдвинул идеал
сяо – сыновней почтительности, лежавшей в основе возвеличенного им культа предков.
– Извините моя
сяо. Этот наглец посмел дотронуться до вас.
Зато мне неплохо далась игра на пипе – китайской лютне, – и
сяо – разновидности флейты, – благо, от природы я была наделена абсолютным слухом, тонкими быстрыми пальцами и воистину огромными лёгкими.