Эта трансляционная функция культуры возможна только благодаря закреплению опыта в знаковой форме в качестве содержания различных
семиотических систем.
Но эта же потребность, в свою очередь, ведёт к необходимости принципиально
семиотического подхода.
Были введены необходимые понятийный и терминологический аппараты, в частности, подробно проанализированы важнейшие составляющие
семиотической концептуализации тела и телесности.
Однако говорить о преемственности идей русского философа в
семиотических исследованиях 1960–1990‐х годов вряд ли приходится.
Наконец, третье направление – прагматическое – было затронуто в основном в работах представителей французской
семиотической школы, хотя и весьма специфическим образом.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: щёчный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
По сути дела, она исследует семиологию собственно
семиотическими методами.
Данное исследование исходит из того, что структура текста подобна
семиотической структуре культуры, что позволяет в целом уподоблять культуру и текст, отождествлять их.
На уровне моторики оно приводит в движение тело, а на уровне
семиотическом инициирует подвижность знака.
Взгляд в глаза в русской культуре сопровождает многие
семиотические акты, такие как клятва, убеждение, мольба, выражение благодарности.
Теперь уже предметом
семиотического анализа становится не только литература, но и многие другие виды искусства – музыка, пластические искусства, кино.
Таким «способом» миропостижения в литературе (и шире – в искусстве) явился неомифологизм – гуманитарный феномен, обращённый к выявлению в художественном произведении «архетипического» компонента, необходимого для реконструкции идейно-смыслового,
семиотического пространства текста.
Возможно, более строгое его определение удастся найти в рамках
семиотической теории (используя различие между кодированными и гиперкодированными фреймами).
Её отличие от пирсовской и соссюровской нам видится в постулировании внутреннего измерения знака (наличии внутренних форм наряду с внешними) и в целесообразности
семиотического процесса (наличии цели создания знака).
Семиотический аспект культуры заключается не только в том, что культура обнаруживает себя как знаковая система, а в том, что весь мир ноуменальный есть сложный и многоплановый «текст».
Нашу роль мы видим в том, чтобы объединить наиболее ценные наработки в области искусствознания, соединив их с тем огромным вкладом, который сделан российскими учёными в исследование
семиотических механизмов культуры, в частности, в плане взаимодействия дискретного и непрерывного типа текстов.
На место производственнической артикуляции «аналоговых» искусств (живописи, скульптуры и т. д.) приходит вопрос о литературной, фото- и кино-фактографии, которая не только отличалась по
семиотической природе, но и подразумевала потенциально бесконечную ремедиацию и «техническое воспроизводство».
Но помимо этой основной школы, в стране работают учёные, занимающиеся
семиотическими проблемами в философии и культурологии.
Так, во фразеологическом соматизме в одно ухо влетает, в другое вылетаетактуализуются как минимум следующие структурные признаки уха (ушей): «
семиотическая парность», «наличие у уха отверстия», «местоположение», «основная функция» и основной функциональный признак – «слышать».
Средневековая лицевая рукопись является идеальным
семиотическим объектом, так как при проведении комплексного изучения лицевой рукописи исследователь сталкивается с тем, что одна и та же информация сообщается дважды: в словесной форме и в изобразительной.
Весьма распространённые в первобытном мире татуировки были, по сути, целыми текстами (в
семиотическом смысле слова), в которых в явном или завуалированном виде передавалась важная информация, касающаяся данного человека (рис. 1.4).
Поэтому в
семиотическом плане сюжет не может не быть метафорической конструкцией.
Появляются новые диссертации, написанные под влиянием
семиотических идей, и защита их уже не подвергается остракизму.
Понятно, что в эпоху постмодернизма современное искусство прибегает к терминологии семиотики, и сегодня не только искусствоведческие труды, но и сами художественные произведения и их объяснение творцами используют
семиотическую терминологию.
Техническое – поскольку вопросы и ответы представляют собой
семиотические инструменты (они были когда-то изобретены), а коммуникационность обусловлена тем, что понимание и употребление вопросов и ответов предполагает выстраивание определённых отношений между индивидами.
Во французском издании 1972 года я писал: «Эти переделки связаны не только с тем, что автор пересматривает свою книгу через несколько лет после написания, они обусловлены самой природой
семиотической науки, дисциплины, которая, складываясь и перестраиваясь чуть не каждодневно, обязывает учёных и читателей рассматривать всякое произведение как некий палимпсест».
Социальный дейксис первой испанской сказки отражает целостность различий, форму их совместимости, выводимости, следования в совместном труде в борьбе за счастье (именно совместная работа позволила товарищам пробиться в подземелье: дело, начатое одним, продолжал другой), форму выбора супруга,
семиотическое определение юношей на соответствие и несоответствие идеалу, телеологию бытия различиями для идеала.
Введение к этой книге объясняет, как я теперь понимаю противопоставленность этих двух категорий, которую я считаю частным случаем более широкого
семиотического феномена: сотворческой роли адресата в интерпретировании сообщений.
Однако теперь, после того как я разработал общий
семиотический подход в своей книге «Теория семиотики» (1976 г.), я вижу, что и в этих очерках главное место занимает проблема роли читателя в интерпретировании текстов.
Вторичные моделирующие системы; ритуал, все совокупности социальных и идеологических знаковых коммуникаций, искусство складываются в единое сложное
семиотическое целое – культуру.
Эти взаимосвязанные эпизоды показывают, насколько тесно
семиотическая сфера псовой охоты была связана с другими областями, в которых проявлялось дворянское мужское поведение – например, с карточными играми и дуэлями.
Но всегда и везде в этом обряде мы найдём обилие
семиотических элементов.
В
семиотическом понимании текст в сумме своих приёмов становится символическим и иконическим знаком памяти.
Проблематика культурной памяти волновала также представителей московско-тартуской
семиотической школы.
Это свойство романа о вырождении восходит к особой
семиотической практике натурализма в целом.
Такая неоднородность материала позволяет абстрагироваться от его конкретной
семиотической специфики и выйти на иной, более обобщённый уровень анализа.
Не исключает оно и того, что все эти уровни обобщения могут совмещаться, если анализ конкретных
семиотических средств сопрягается с теоретическими обобщениями.
Чрезвычайно важную роль в обсессии играет понятие числа – число как в принципе понятие
семиотическое, причём довольно позднее по своему происхождению.
Все использованные цвета имеют определенное
семиотическое значение.
Это привело к тому, что критическая геополитика перестала быть географической дисциплиной, почти полностью уйдя в
семиотическое поле.
Проводится мысль о том, что эти коды входят в арсенал выразительных и изобразительных средств искусства, которое рассматривается при этом не как особый язык, а как особый способ использования и разработки самых разных
семиотических систем, применяемых не только в художественной сфере.
Постепенно, вопрос об отношении знаков к «объектам», т. е. принципам взаимодействия организма с окружением, стал проясняться за счёт значительного вклада биологов и антропологов в развитие
семиотической теории.
Любой текст обладает многими свойствами психического, но не тождествен психической реальности, так как её носителем является только человек, тогда как текст может быть отчуждённым от человека и существовать как самостоятельная
семиотическая реальность.
Рамкой может служить пьедестал, выполняющий в скульптуре ту же роль
семиотической границы между «искусством» и «жизнью».
Выработка самостоятельного
семиотического языка или хотя бы эффективное соединение элементов языков разных дисциплин – одна из главных сегодняшних задач.
Скачок семиотичности – это резкое изменение
семиотического статуса предмета, которое происходит в определённых обстоятельствах, своего рода «идеологизация» вещи, когда она обретает новые неутилитарные значения.