Постнеклассический тип научной
рациональности расширяет поле рефлексии над научной деятельностью.
Появление каждого нового типа
рациональности не отбрасывало предшествующий, а только ограничивало сферу его действия, ориентируя его применимость только на определённые типы проблем и задач.
Даже если оставить подобные дилеммы, концепция ограниченной
рациональности позволяет сделать несколько выводов, принципиальных для понимания управленческой деятельности.
Экономисты сочли подобное поведение весьма странным, ибо оно явно противоречило общепринятому понятию экономической
рациональности19.
Первый предполагает её рассмотрение с позиции классической
рациональности, подвергая сомнению представления её адептов и выдвинутые ими теории, он в большей степени критикует их, чем стремится понять.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: принизывать — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Если воспринимать принципы
рациональности поведения индивидов и организаций чересчур буквально, то сама эта теория полностью лишается эмпирического подтверждения.
Понятие
рациональности включает в себя реагирование на стимулы, которые генерирует внешняя среда.
И эта её способность к широкой коммуникации знания является её новым идеалом
рациональности – разумности исследования человеческой природы.
Ещё никто не мог отказать им в
рациональности мышления, оптимальности решений и решительности действий.
Между классической, неклассической и постнеклассической
рациональностями существует соотношение, аналогичное обобщённому принципу соответствия.
Критерием
рациональности является то, удалось ли привлечь к кооперации достаточное количество людей.
В истории этической мысли из-за различных моральных концепций понимание морали как формы
рациональности сильно различается.
Один из важных источников наблюдаемых отклонений от экономического понимания
рациональности возникает из-за различных потребностей и мотивации участников.
Итак, все дискуссии по проблеме
рациональности можно разделить на две части.
Классические экономисты не принимают во внимание то, что человеческая
рациональность ограниченна.
Однако в собственной жизни мы явно недоучитываем, что наша, равно как и чужая,
рациональность является ограниченной.
Поэтому из положения об ограниченной
рациональности людей вовсе не следует, что они глупые.
Концепция
рациональности требует от игрока неограниченных когнитивных возможностей.
Ещё одна критика теории
рациональности лежит в определении места принятия решений, то есть что рассматривается в качестве агентов.
Множественность форм коммуникации с отрывочными мыслями и суждениями превращается в источник неврозов и депрессий, частичного слома
рациональности поведения, понимаемого как устойчивое следование своему интересу.
В этом отошедшем от
рациональности мире существовали псевдоразличные, псевдорациональные товары, а продавцы постоянно апеллировали к субъективным аргументам.
Если взглянуть на проблему под таким углом, то концепция социальной
рациональности больше не кажется пустой.
Считается, что изолированный индивидуум не способен достичь высокой степени
рациональности, т. к. число вариантов, которые он обязан рассмотреть в таком случае, очень велико.
Как видно из текста, средневековые охотники тоже не отличались
рациональностью, но наличие таких диких животных, как лось, говорит о кардинальном изменении в их поголовье в современный период.
Легальный принцип – одна из необходимых предпосылок развития современного капитализма как системы формальной
рациональности.
Постнеклассическая
рациональность предполагает такое понимание человека, знаний о нём, которое основано на представлениях о невозможности, недопустимости категоричных самоопределений.
Позволяет оценить
рациональность использования материальных, трудовых и денежных ресурсов предприятия, эффективность инвестиций и кредитной политики.
И проблеме определения человека, и проблеме определения
рациональности можно посвятить по томику исследовательских работ, оставим это специалистам.
Мы нелюди, наша собственная
рациональность и индивидуальность поставлены под сомнение и должны быть взвешены, мы должны принять любую неразумность, навязанность и разочарование, которые появляются и называются правилом.
Причём именно идеи
рациональности и прогресса являются основными мифами модерна.
Поведение в силу своей контекстуальности менее устойчиво, что ослабляет первый признак
рациональности.
Индивидуальная
рациональность приводит к общественно полезным результатам только при наличии институциональных рамок, задающих ей нужное для этого направление.
Человек, используя присущий ему дар мыслителя, отбирает для себя такие святыни,которые строятся на основе
рациональности.
По контрасту с концепцией универсальной
рациональности, психологические теории обращены к человеческой мотивации, познанию и поведению.
В отличие от эффективности кооперативных усилий, которая связана с достижением цели системы и определяется с учётом требований системы,
рациональность предполагает удовлетворение личных мотивов участников системы.
В условиях ограниченной
рациональности могут иметь место существенные разногласия по поводу того, что собой представляет «честное» распределение дохода и богатства.
Если ему важна стоимость результатов, то необходимо не выпускать из поля зрения
рациональность действий сотрудников и отходить от модели «Главное – результат» в пользу модели «Нам нужен результат, полученный за приемлемую стоимость».
Здесь высказывается идея экономической
рациональности современного капиталистического общества с его рациональной религией (протестантизм), рациональным правом и управлением (рациональная бюрократия), рациональным денежным обращением и т. д., обеспечивающими возможность максимально рационального поведения в хозяйственной сфере и позволяющими добиться предельной экономической эффективности.
Более того, различные аспекты валютного рынка, такие как разные диапазоны времени, необходимого для принятия решения, место заключения сделки, инструменты заключения сделки и роли участников рынка, ассоциируются с различными уровнями
рациональности.
Галилей «черпал нормы
рациональности из обыденного опыта» (Федотова, 1990, c. 204).
Вместо этого деятельность стала оцениваться в зависимости от своей «общественной
рациональности», т. е. в зависимости от соответствия коллективному интересу.
Опубликованная им в 1985 г. книга содержит превосходное изложение его метода, при котором в качестве ключевых характеристик сделок выступают специфичность активов, частота и неопределённость; подчёркивается также значение пределов
рациональности человека.
Конкретный вариант учёта нужно выбирать, руководствуясь выгодой для деятельности организации, принимая во внимание объём учётной работы (требование
рациональности – рациональное ведение бухгалтерского учёта исходя из условий хозяйственной деятельности и величины организации).
Все политические деятели, вставшие на сторону революции, несмотря на их идеологические различия, связывали её с перестройкой жизни общества и каждого человека по революционным стандартам
рациональности, открытости и чистоты.
Подобную
рациональность можно описать более точно, если предположить, что она проявлялась не только в сопротивлении всё более влиятельному новому обществу, но и в активном преобразовании и использовании природного и социального мира: я применил слово «стратегия» именно в этом смысле.
Напротив, эти «исключения» отражают отклонения от совершенной
рациональности, которые настолько распространены, что, по сути, неотъемлемо свойственны финансовым рынкам.
Хотя очевидно, что решение, принятое информированным субъектом, ведёт к лучшим результатам, чем блуждание в темноте, однако в действительности принятие доктрины ограниченной
рациональности означает признание следующих утверждений: индивид неспособен структурировать платёжную матрицу и оценить её элементы; люди предпочитают скорее совершать «рациональные ошибки», чем следовать альтернативным процедурам принятия решений, таким как эмоции, деонтологические ограничения или генетически обусловленные импульсы.
Очевидно, что такая морфология государства не соответствует капиталистической
рациональности: она представляет разбухшую память о средневековых функциях войны.
Таким образом, отправной гипотезой для меня послужило допущение, что крестьянский мир обладал своей особой
рациональностью, но не в том смысле, что эта культурная реальность не осознавала угрозы со стороны сложных социальных структур, неизбежно и шаг за шагом стягивающих на ней петлю.
Авторы книги «Кристалл роста» исходят из ценностной
рациональности.