Таким образом, cantus firmus в
полифонической музыке одновременно присутствовал и пропадал из вида.
Или сделать вид, что погрузился в пучину сложных
полифонических раздумий.
Благодаря новой системе ритмического дробления и его фиксации стала возможна, к примеру, изоритмия –
полифоническая техника, где протяжённость мелодической линии и ритмического рисунка не совпадали.
Используя только
полифонические формы, композитор в некоторых случаях придаёт верхнему голосу необыкновенно красиво льющуюся мелодию, благодаря чему его произведение отличается не только благозвучием, но и мелодичностью.
Церковная хоровая музыка в европейских странах связана с развитием строгого
полифонического стиля, а также с появлением мессы и мотета.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: схимить — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
С конца XVI в. такое же название имели инструментальные пьесы
полифонического склада, по своему строению сходные с фугой.
Является одним из основных приёмов музыкального изложения в
полифонических жанрах – канон, инвенция, фуга.
Он создал 25 месс, около 20 мотетов и 30
полифонических песен.
Проблема становится ещё шире, когда от диафонии совершается переход к дисканту, а от него – к большим
полифоническим открытиям XII века.
Он с детства непроизвольно тяготеет к многоголосию, жизненному и музыкальному
полифоническому согласию – со всеми вместе, в ансамбле, в хоре, в оркестре, в опере.
Теоретически таких формул существовало всего шесть, и каждый из
полифонических голосов придерживался, как правило, одной ритмической фигуры – сегодня, когда мы слушаем образцы такого многоголосия в хорошем исполнении, возникает совершенно особенное ощущение радости, возможно, даже танца, но не телесного, а чисто духовного.
Бáссо остинáто (ит. basso ostinato – упрямый, упорный бас) –
полифоническое произведение, в котором нижний голос (бас) неизменно повторяет одну и ту же тему, а остальные голоса видоизменяются.
Но более существенным представляется горизонтальный, синхронический срез бытования экранизаций, участвующих в
полифоническом диалоге: он даёт представление о том, какой именно круг проблем «закреплён» в новейшее время за данным классиком.
Традиции
полифонической школы остаются по-прежнему сильными (в частности, имеет прежнее значение опора на образец, принцип сочинения месс на cantus firmus), но отношение к выбору тем меняется, увеличивается эмоционально-образная насыщенность произведений, усиливается личностное, авторское начало.
Авторская позиция здесь, хотя и узнаваемая порой в пронзительной речи того или иного псевдонима, может быть в полной мере расслышана лишь через
полифоническое взаимодействие разных «голосов».
Композиторы сочиняли свои мессы, используя в качестве основного тематизма заимствованные мелодии (григорианский хорал и другие канонические источники, а также народно-бытовую музыку) – так называемые cantus firmus, придавая при этом огромное значение технике
полифонического письма, сложному, порой изощрённому контрапункту.
Но самым универсальным инструментом для развлечения была лютня: она способна аккомпанировать, играть соло – как
полифоническое многоголосие, так и эффектные, «беглые» пассажи без темы.
Инвéнция (лат. inventio – изобретение, выдумка) – небольшая двух- или трёхголосная
полифоническая пьеса, в которой основным приёмом музыкального изложения является имитация.
Канóн (греч. kanon – правило, образец) – один из видов
полифонического склада, основанный на имитации.
Оба они принадлежат XVI в. хронологически, а также потому, что пишут вокальную
полифоническую музыку с густым, сложным контрапунктом, но градус темперамента, перекипающей чувственности, причуды, мелодрамы, иногда гротеска в них – уже барочный.
Такой способ создания художественных произведений будет крайне полезен тем, кто работает в сложном жанре
полифонического романа, а также драматургам и сценаристам.
Порою общее
полифоническое звучание голосов вступает в контрапункт с иным виденьем и иной трактовкой, ибо бросается в глаза, с одной стороны, принципиально осмысленная и не однажды заявленная художником традиционность.
Ради этого они произносят длинные и часто невнятные для слушателя тирады, в которые выскакивают только верхушки их
полифонического мышления.
Во-вторых, эти авторы не просто представляют разные области человеческого знания и деятельности, но и взаимодействуют между собой, создавая
полифоническую картину эпохи.
Мы выбрали название последней произнесённой ею речи, В то же время, как дань
полифоническому характеру этой книги, неразрывности литературы и политики, эстетики и этики, внутренней и внешней жизни в её трудах.
– Шесть лягушек, – сказал робот
полифоническим голосом, – н-да… печально. Ты знаешь…
Вот и в тот день она безнадёжно вертела в руках свою новенькую «Моторолу», копаясь в записной книжке, как вдруг телефон ожил и наполнил кухню энергичными звуками
полифонической мелодии.
Важно другое: именно в этот период в творческом стиле композитора возникает тенденция к использованию в условиях крупных форм (сонатной, рондо-сонаты, сложной трёхчастной) целостной системы
полифонических приёмов на материале сквозного тематизма.
Единение разных начал, формирующее новую художественную сущность, может быть уподоблено
полифонической структуре музыкального произведения, где каждый голос, являясь частью целого, сохраняет своё собственное значение и звучание.
Я двинулся вперёд – двери мгновенно разъехались в стороны, словно картонные, и незаметно исчезли в голубых стенах, издав резкий
полифонический звук.
Минутой позже к настойчивому сигналу городского телефона подключилась
полифоническая трель мобильного.
Зная черты «идеальных мелодий», о чём мы говорили выше, а также
полифонические принципы развития, вы легко справитесь с задачей написать мелодию в любой момент времени.
– Добрый вечер, – прозвучал
полифонический голос сбоку.
В своё время, когда я обучалась полифонии в университете и писала фуги (обожаю этот жанр!), я поняла, что
полифонический метод конструирования – это универсальная палочка-выручалочка для любого музыканта и автора.
Полифонический хор с солистами, смешанный оркестр и балет ансамбля признаны и остаются одними из лучших в мире.
Ибо в сравнении с мощью единства человечества как эволюционной субстанции, разности эти настолько незначимы, что при рассмотрении многокрасочного
полифонического полотна реальности ими вполне можно пренебречь.
Диалог неслиянных, ценностно уникальных и несводимых друг к другу голосов присутствует не только внутри бахтинской концепции
полифонического романа.
Если же мы поставим вопрос о тех внехудожественных причинах и факторах, которые сделали возможным построение
полифонического романа, то и здесь менее всего придётся обращаться к фактам субъективного порядка, как бы глубоки они ни были.
Вот – раздался
полифонический голос.
Использование указанных типов
полифонических средств не является показателем новаторских принципов в этом сочинении.
Risoluto, non troppo vivo, был сложный эффект
полифонической фактуры.
Такая роль прелюдии была типичной для многих
полифонических циклов разных эпох.
Смелость бахтинской
полифонической теории – в допущении, что язык действительно в состоянии создавать неконтролируемую, свободно развивающуюся «жизнь», лишь даваемую романистом, но ощущаемую героями как их собственная и незавершённая.
Важно отметить, что современный исторический дискурс всё больше отходит от традиционного нарратива, доминированного великими личностями и знаменательными датами, к более демократизированному и
полифоническому подходу.
Последняя предстаёт, прежде всего, как эстетика пространства, эстетика контрапункта – полифоничная и многомерная, её яркое воплощение в литературе есть образ города как многомерного
полифонического пространства.
Сама эпоха сделала возможным
полифонический роман.
Perpetum mobile – суть нашего сознания, и его уходящего за горизонт возможного
полифонического ряда.
Мы остановимся последовательно на трёх моментах нашего тезиса: на относительной свободе и самостоятельности героя и его голоса в условиях
полифонического замысла, на особой постановке идеи в нём и, наконец, на новых принципах связи, образующих целое романа.
Если до этого музыкальные темы вьюги и дома шли параллельно, не пересекаясь, то во второй части строфы инструментовка приобретает
полифоническое звучание.
Предельно «узнаваемы» – как по тематическим стереотипам, так и по местоположению в разделах –
полифонические эпизоды: от контрапункта трубы, сопровождающего второе проведение главной темы в I части, ц. 1, до конца в октаву у низких струнных и валторны, в котором проводится минорный вариант темы (цифра 4), затем ещё повторённый.