Таким образом, cantus firmus в
полифонической музыке одновременно присутствовал и пропадал из вида.
Или сделать вид, что погрузился в пучину сложных
полифонических раздумий.
Благодаря новой системе ритмического дробления и его фиксации стала возможна, к примеру, изоритмия –
полифоническая техника, где протяжённость мелодической линии и ритмического рисунка не совпадали.
Используя только
полифонические формы, композитор в некоторых случаях придаёт верхнему голосу необыкновенно красиво льющуюся мелодию, благодаря чему его произведение отличается не только благозвучием, но и мелодичностью.
Церковная хоровая музыка в европейских странах связана с развитием строгого
полифонического стиля, а также с появлением мессы и мотета.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: негорький — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
С конца XVI в. такое же название имели инструментальные пьесы
полифонического склада, по своему строению сходные с фугой.
Является одним из основных приёмов музыкального изложения в
полифонических жанрах – канон, инвенция, фуга.
Он создал 25 месс, около 20 мотетов и 30
полифонических песен.
Проблема становится ещё шире, когда от диафонии совершается переход к дисканту, а от него – к большим
полифоническим открытиям XII века.
Он с детства непроизвольно тяготеет к многоголосию, жизненному и музыкальному
полифоническому согласию – со всеми вместе, в ансамбле, в хоре, в оркестре, в опере.
Теоретически таких формул существовало всего шесть, и каждый из
полифонических голосов придерживался, как правило, одной ритмической фигуры – сегодня, когда мы слушаем образцы такого многоголосия в хорошем исполнении, возникает совершенно особенное ощущение радости, возможно, даже танца, но не телесного, а чисто духовного.
Бáссо остинáто (ит. basso ostinato – упрямый, упорный бас) –
полифоническое произведение, в котором нижний голос (бас) неизменно повторяет одну и ту же тему, а остальные голоса видоизменяются.
Но более существенным представляется горизонтальный, синхронический срез бытования экранизаций, участвующих в
полифоническом диалоге: он даёт представление о том, какой именно круг проблем «закреплён» в новейшее время за данным классиком.
Традиции
полифонической школы остаются по-прежнему сильными (в частности, имеет прежнее значение опора на образец, принцип сочинения месс на cantus firmus), но отношение к выбору тем меняется, увеличивается эмоционально-образная насыщенность произведений, усиливается личностное, авторское начало.
Авторская позиция здесь, хотя и узнаваемая порой в пронзительной речи того или иного псевдонима, может быть в полной мере расслышана лишь через
полифоническое взаимодействие разных «голосов».
Композиторы сочиняли свои мессы, используя в качестве основного тематизма заимствованные мелодии (григорианский хорал и другие канонические источники, а также народно-бытовую музыку) – так называемые cantus firmus, придавая при этом огромное значение технике
полифонического письма, сложному, порой изощрённому контрапункту.
Но самым универсальным инструментом для развлечения была лютня: она способна аккомпанировать, играть соло – как
полифоническое многоголосие, так и эффектные, «беглые» пассажи без темы.
Инвéнция (лат. inventio – изобретение, выдумка) – небольшая двух- или трёхголосная
полифоническая пьеса, в которой основным приёмом музыкального изложения является имитация.
Канóн (греч. kanon – правило, образец) – один из видов
полифонического склада, основанный на имитации.
Оба они принадлежат XVI в. хронологически, а также потому, что пишут вокальную
полифоническую музыку с густым, сложным контрапунктом, но градус темперамента, перекипающей чувственности, причуды, мелодрамы, иногда гротеска в них – уже барочный.
Такой способ создания художественных произведений будет крайне полезен тем, кто работает в сложном жанре
полифонического романа, а также драматургам и сценаристам.
Порою общее
полифоническое звучание голосов вступает в контрапункт с иным виденьем и иной трактовкой, ибо бросается в глаза, с одной стороны, принципиально осмысленная и не однажды заявленная художником традиционность.
Ради этого они произносят длинные и часто невнятные для слушателя тирады, в которые выскакивают только верхушки их
полифонического мышления.
Во-вторых, эти авторы не просто представляют разные области человеческого знания и деятельности, но и взаимодействуют между собой, создавая
полифоническую картину эпохи.
Мы выбрали название последней произнесённой ею речи, В то же время, как дань
полифоническому характеру этой книги, неразрывности литературы и политики, эстетики и этики, внутренней и внешней жизни в её трудах.
– Шесть лягушек, – сказал робот
полифоническим голосом, – н-да… печально. Ты знаешь…
Вот и в тот день она безнадёжно вертела в руках свою новенькую «Моторолу», копаясь в записной книжке, как вдруг телефон ожил и наполнил кухню энергичными звуками
полифонической мелодии.
Единение разных начал, формирующее новую художественную сущность, может быть уподоблено
полифонической структуре музыкального произведения, где каждый голос, являясь частью целого, сохраняет своё собственное значение и звучание.
Я двинулся вперёд – двери мгновенно разъехались в стороны, словно картонные, и незаметно исчезли в голубых стенах, издав резкий
полифонический звук.
Минутой позже к настойчивому сигналу городского телефона подключилась
полифоническая трель мобильного.
Зная черты «идеальных мелодий», о чём мы говорили выше, а также
полифонические принципы развития, вы легко справитесь с задачей написать мелодию в любой момент времени.
– Добрый вечер, – прозвучал
полифонический голос сбоку.
В своё время, когда я обучалась полифонии в университете и писала фуги (обожаю этот жанр!), я поняла, что
полифонический метод конструирования – это универсальная палочка-выручалочка для любого музыканта и автора.
Полифонический хор с солистами, смешанный оркестр и балет ансамбля признаны и остаются одними из лучших в мире.
Ибо в сравнении с мощью единства человечества как эволюционной субстанции, разности эти настолько незначимы, что при рассмотрении многокрасочного
полифонического полотна реальности ими вполне можно пренебречь.
Диалог неслиянных, ценностно уникальных и несводимых друг к другу голосов присутствует не только внутри бахтинской концепции
полифонического романа.
Если же мы поставим вопрос о тех внехудожественных причинах и факторах, которые сделали возможным построение
полифонического романа, то и здесь менее всего придётся обращаться к фактам субъективного порядка, как бы глубоки они ни были.
Вот – раздался
полифонический голос.
Risoluto, non troppo vivo, был сложный эффект
полифонической фактуры.
Такая роль прелюдии была типичной для многих
полифонических циклов разных эпох.
Смелость бахтинской
полифонической теории – в допущении, что язык действительно в состоянии создавать неконтролируемую, свободно развивающуюся «жизнь», лишь даваемую романистом, но ощущаемую героями как их собственная и незавершённая.
Важно отметить, что современный исторический дискурс всё больше отходит от традиционного нарратива, доминированного великими личностями и знаменательными датами, к более демократизированному и
полифоническому подходу.
Последняя предстаёт, прежде всего, как эстетика пространства, эстетика контрапункта – полифоничная и многомерная, её яркое воплощение в литературе есть образ города как многомерного
полифонического пространства.
Сама эпоха сделала возможным
полифонический роман.
Perpetum mobile – суть нашего сознания, и его уходящего за горизонт возможного
полифонического ряда.
Мы остановимся последовательно на трёх моментах нашего тезиса: на относительной свободе и самостоятельности героя и его голоса в условиях
полифонического замысла, на особой постановке идеи в нём и, наконец, на новых принципах связи, образующих целое романа.
Если до этого музыкальные темы вьюги и дома шли параллельно, не пересекаясь, то во второй части строфы инструментовка приобретает
полифоническое звучание.