В заключение хотел бы напомнить, что в марте этого года мы будем отмечать десятилетие нового российского
парламентаризма.
Так и теперь, я вижу сильное противодействие, имеющее целью ослабить бразды правления и ввести систему
парламентаризма.
Даже если допустить, что хотя бы в теории
парламентаризм действительно тождествен власти масс, то на практике он всё равно превратится в бесконечное мошенничество со стороны правящего класса.
Давние приверженцы английского и французского
парламентаризма, они громче всех заявляли о своей поддержке войны, при этом сочетая патриотические и политические чувства таким образом, что это отвергалось реакционерами.
Их-то он и решил противопоставить «буржуазному
парламентаризму», т. е. принципу разделения властей.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: коммуницированный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Даже западные авторы упоминают, что «в то время как правительство избрало в качестве основного мерила своей деятельности успехи германской империи, российские оппозиционеры связывали своё настоящее и будущее с английским
парламентаризмом или с французской революцией».
Защитил докторскую диссертацию «О народном представительстве» (1866), где рассмотрел становление институтов
парламентаризма у европейских народов.
Однако после почти повсеместного торжества идеи
парламентаризма «конца истории» не произошло.
Зато я издавна очень интересовался политическими вопросами и политическими формами общественной жизни, горячо сочувствовал принципам
парламентаризма, очень интересовался вопросами избирательного права, тогда не интересовавшими почти никого, кроме ученых-государствоведов.
Из этого положения следовало, что для земств нет необходимости ограничивать самодержавную власть какими-либо формами
парламентаризма и конституционализма.
После столь долгого экскурса вернёмся к нашему тезису о том, что «золотой век сербского
парламентаризма», несмотря на демократизацию политического процесса в результате смены династий и принятия конституции 1903 г., сохранил «родовые черты» прошлой эпохи – «по ряду базовых позиций ситуация оставалась прежней».
К числу конституционных институтовотносятся, например, конституционные основы экономической, социальной, политической систем, духовной жизни общества, собственности, труда, народовластия, основы
парламентаризма, исходные положения о статусе главы государства, судебной системы, местного самоуправления.
Расширяющиеся возможности манипулирования электоратом (в условиях информационного общества и развития массовых коммуникаций), связанные с феноменом медиально-плебисцитарного вождизма, медиа-партий или даже необонапартизма, делают современную ситуацию типологически сходной с той, которая существовала в начале XX в. и интерпретировалась как «кризис права», «кризис в праве» и «кризис
парламентаризма».
Поэтому каждая революция есть возрождение старого; монархия снова сменяется единым вечем – парламентом,
парламентаризм уступит место ещё более ранней форме – федерализму, и так всё дальше назад к исходной точке.
Западный
парламентаризм в это время переживал период расцвета.
Как потом оказалось, заморозил работу отечественного
парламентаризма на долгие 76 лет!
Перед мировой войной уже не оставалось сомнений, что переход страны от полуконституционной абсолютной монархии к демократическому
парламентаризму – вопрос всего нескольких лет.
Главное условие
парламентаризма – наличие отлаженной парламентской процедуры, принятой всеми политическими партиями, – отсутствовало.
Через подобные эпохи проходили и западные державы, уже знавшие средневековый
парламентаризм.
А крах
парламентаризма в 20-е гг. и обнаружившаяся слабость либерально-демократического режима укрепили у её граждан, особенно у интеллигенции, комплекс национальной неполноценности.
Однако классическим и наиболее интересным считается именно британский опыт развития
парламентаризма, поскольку он заложил основы современной демократии, а британская двухпартийная политическая модель стала прототипом партийных систем многих стран мира.
Основой государственно-политической системы развитых стран являются
парламентаризм, институт выборов и политические партии.
Конкретно этим органам можно приписать также следующие функции: общее представительство народа; участие в верховном руководстве делами государства; формирование или участие в формировании других государственных органов; парламентский контроль; объединение деятельности всех нижестоящих парламентских органов (представительных органов власти), оказание им помощи, обобщение лучшего опыта
парламентаризма в стране.
Впрочем, приверженцам русского
парламентаризма нечего краснеть за эти прежние примеры и падать духом.
Создание новых представительных систем потребовало осмыслить и углубить познания о многих проблемах современного
парламентаризма как института представительной демократии.
На почве критики
парламентаризма соединялись правые и левые тенденции, консервативные, синдикалистские и анархистские аргументы, аристократические и демократические позиции.
И хотя впоследствии совсем через небольшое время советское строительство вернулось к формированию обширной бюрократической машины, теоретическое ядро советского
парламентаризма не могло не остаться неизменным, поскольку невозможно было опровергнуть классиков, благодаря которым новая советская государственность оказалась реальностью.
Этот англичанин, выросший в стране
парламентаризма, хорошо знающий и внутреннее содержание этого последнего, и внешнюю его форму, всё его права, обычаи и порядки и хорошо в то же время ознакомившийся с нашими государственными учреждениями, их строем и характером, так характеризует земство: «Это учреждение по своей форме чисто парламентское, то есть оно состоит из собрания выборных от населения, собирающегося не менее чем раз в год, и постоянной управы, избранной собранием из своих членов».
Позже сущность
парламентаризма нашла отражение в принадлежности парламенту верховной власти, в идее парламентского суверенитета.
Отступая от классического
парламентаризма конца XIX в., умеренные требовали «ревизии конституции» с целью усилить исполнительную власть.
Сравнивая каждый последующий созыв парламента с предыдущим, анализируя эволюцию украинского
парламентаризма, многие обременённые интеллектом либо не имеющие мотивов быть ангажированными и предвзятыми, либо и то, и другое вместе, употребляют слова «регресс», а иногда и «деградация».
Во-первых, это формирование
парламентаризма.
Даже развитый
парламентаризм отнюдь не гарантирует стране ровного эволюционного развития.
В период становления
парламентаризма исполнительная власть, возглавляемая монархами, стремилась к ограничению времени работы парламентов с целью избежать парламентского контроля на как можно более длительный период.
Это значит, что, как только в рамках
парламентаризма развернётся клубок национальных противоречий, правое крыло младотурок станет открыто на сторону контрреволюции.
Движение в сторону
парламентаризма неодолимо.
Действительно, период
парламентаризма представлял собой своеобразный тип кооптации элиты.
Такая иллюзорная конструкция трансформации политической системы (минуя западноевропейский
парламентаризм, заведомо неприемлемый для самодержавия) зародилась на основе земского опыта.
– С тех пор, как мы обязаны нескольким поколениям политиков ужасающим состоянием коррупции, оппортунизма и удобного делового скептицизма, в который впал мало-помалу итальянский
парламентаризм, мы, поэты и художники, одни сохранили из-за того, что я бы назвал полным отсутствием прибыльного рынка, пламя абсолютного бескорыстия под ослепляющим светом идеала недостижимой красоты, мы, пишущие стихи, картины и музыку без надежды заработка – разве мы не имеем права преподавать бескорыстие?
Очевидно, что названные аспекты тесно взаимосвязаны между собой, однако сведéние понятия
парламентаризма к его особому случаю, с нашей точки зрения, принижает его историческое значение.
Превосходный этюд на тему о значении
парламентаризма вообще, прекрасная популярная лекция о роли представительных учреждений.
Но по вопросу специально о том, что значит понятие: «
парламентаризм политически изжит», обязательно точно учесть наш опыт, ибо без учёта конкретного опыта подобные понятия слишком легко превращаются в пустые фразы.
Классическим и наиболее интересным является именно британский опыт эволюции
парламентаризма, поскольку он заложил основы современной демократии, а двухпартийная политическая модель стала прототипом партийных систем многих стран мира.
Вследствие этих событий темы
парламентаризма, партийно-политических систем, буржуазно-демократического реформизма в западноевропейских странах перестали быть объектом изучения советскими историками.
Неправда, будто единственной, или основной, или обязательной школой подготовки к завоеванию власти является школа
парламентаризма.
Как и его предшественники-консерваторы, Тихомиров, ссылаясь на опыт западных стран и мнения авторитетных зарубежных учёных, считал либеральный
парламентаризм фикцией народного представительства.
Всеобщее избирательное право, согласно юридической фикции
парламентаризма, даёт выражение воли граждан всех классов нации, а стало быть открывает возможность привлечь на сторону социализма большинство.
– Это символ регионального
парламентаризма, – заметил я серьёзно. – Но вам, как человеку новому, прощаю. На первый раз.
Вместо этого – Декларация независимости, билль о правах, британский
парламентаризм.