Я оспариваю стереотипы об органически присущей царскому режиму исламофобии и о том, что русские чиновники из страха перед
панисламизмом стремились блокировать движение мусульман за границу.
Венцом системы зулюма стало её идеологическое обрамление – доктрина
панисламизма, ставившая султана-халифа главой всех мусульман.
Панисламизм служил для них политическим инструментом.
Неудивительно, что на практике
панисламизм скоро превратился в сугубо реакционную идеологию, сила и влияние которой в мире и империи уменьшались по мере упадка власти султана.
Она образовалась в 1912 году и имела программой
панисламизм и пантюркизм.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: полупонтон — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Тем более что в виде
панисламизма, окрашиваемого в рекламно-горделивые национальные цвета, эти идеи доминировали в выступлениях и докладах большинства организаторов и участников конференции.
Во внутренней жизни мусульман панисламисты ведут с большой энергией устную пропаганду, причём главное своё внимание сосредоточивают на мусульманских школах «мектебе» [начальные училища] и «медресе» [высшие школы, семинарии], в коих стараются прививать воспитанникам идеи
панисламизма.
Заложенная в
панисламизме мысль о несовместимости ислама с национализмом была особенно популярна на первых этапах национально-освободительного движения, когда народы мусульманского мира не решались один на один выступить против колониального владычества.
Таким образом, школы эти подготавливают кадры будущих проповедников
панисламизма, всемерно вселяя в них через «мугаллимов» [учителей] ненависть к правительству и всему русскому.
Влияние
панисламизма подверглось преувеличению: мусульманский мир оказался слишком неоднородным.
В журнале института (Zeitschrift für Geopolitik) часто печатались статьи о значении халифата, политике европейских империй в отношении ислама и возрождении
панисламизма.
И там две силы – организованные русские рабочие (железнодорожники, главным образом), которых неизбежно поддерживают немногочисленные русские гарнизоны (в силу естественного чувства национальной общности, а вовсе не из-за поголовной большевизации русских частей), и местные националистические движения – разрозненные, слабые, не располагающие реальной военной силой: бухарские джадиды, партия «Шураи-Ислам», религиозно-консервативная «Улема» – стоящие на платформе
панисламизма и пантюркизма.
– Так ведь турки! Мусульмане-фанатики. Султан – глава
панисламизма и даже больше – пантюркизма. Слыхали об этом?
За борьбой с так называемым пантюркизмом и
панисламизмом стоит желание определённых сил расколоть общество на противоборствующие стороны и тем самым ослабить государственные устои.
Отсюда – и поддержка большевиками идей
панисламизма младотурок.
Цель этого книгоиздательства – насаждение среди мусульман идей
панисламизма путём распространения изданий, составленных в духе этого фанатического учения.