Сделать из него ангелоподобного идеолога
евразийства, думаю, никому не удастся.
Критики обвиняли основоположников
евразийства в непонимании свободы личности, масштабов и трагизма этой свободы, её значения для культурного творчества.
Резюмируя общую теорию
евразийства, сделаем исторический экскурс.
Евразийство сегодня противопоставляется западничеству и главный вопрос состоит в том, чтобы заменить это противопоставление на вежливо-корректную отстранённость.
Вот эта тревога, эти раздумья и поиски пути – истинные, глубинные истоки
евразийства.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: тавотник — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Что касается
евразийства – да, оно всё больше доказывает свою объяснительную силу.
Мы теперь стали свидетелями интересного повторения того, что произошло в 1920х: к концу того десятилетия поколение основателей
евразийства было вытеснено со своих руководящих постов, которые перешли в руки более молодых, просоветских активистов.
Иначе восприняли
евразийство немецкие фашисты.
Несомненно, доктрина
евразийства имеет все научные основания и мощную теоретическую платформу, однако не стоит забывать, и на это следует обратить особое внимание, что основополагающим фактором её разработки послужило разочарование.
Но оказывается «громить»
евразийство можно не только с марксистских, но и с яро-антимарксистских позиций, в эпоху «плюрализма».
Историческому
евразийству, как и предшествовавшим ему попыткам создать собственно русское мировоззрение, действительно свойственно эклектическое смешение азиатского «всеединства» и европейской аналитической рациональности.
Это единое целое не противопоставляется всему «остальному миру» – полицентризм является общеметодологическим принципом
евразийства.
Но надо признать, что
евразийство первой волны, пытаясь найти определение «органической цельности» народной жизни, сформулировать «народный дух» на языке партийной программы, попало в общий для всех модернистских идеологий капкан догматического рационализма, который устанавливает жёсткие, «единственно правильные» связи между понятиями и вещами.
Историю
евразийства можно рассказать, только если рассматривать политику, искусство и науку как составляющие единой идеологии.
Критика
евразийства раздавалась как из либеральных, так и из монархических кругов.
Учитывая, что официальные евразийские публикации подвергались весьма серьёзной редактуре и внутреннему цензурированию, роль этих документов неоценима в деле реконструкции, описания и критики феномена
евразийства.
Все эти слагаемые, по его мнению, составляли «чистую идею
евразийства, несомненно, соответствующую исторической реальности».
Именно в этой лакуне концепция
евразийства нуждается в переосмыслении и переработке.
Для большинства русских
евразийство – это некая интеллектуальная конструкция последнего времени; даже как течение мысли в среде русской белой эмиграции оно возникло только в 20-е годы прошлого века.
Иными словами, отличие современного
евразийства от аналогичных идей советского периода состоит лишь в том, что вместо коммунистической теории в основу концепции закладываются религиозные положения и теологические установки.
Из всего вышеперечисленного становится понятно, что для современной идеологии
евразийства необходима совершенно новая платформа мировоззрения, которая может соответствовать современной эпохи и её глобальным проблемам.
Первые трое являются самыми видными представителями
евразийства, его духовными отцами и многолетними руководителями, тогда как последний – автор значительного числа публикуемых здесь писем – был активным организатором евразийского движения и его подпольным «антрепренёром» на протяжении почти десяти лет.
О том, что евразийцы – наследники славянофилов считали многие критики и исследователи
евразийства.
Евразийство представляет собой один из немногих случаев, когда классификация интеллектуального и политического движения по принципу аналогии не является методом, с помощью которого можно описать все аспекты этого движения.
Геополитика
евразийства неразрывно связана с историей.
Всё это написано отнюдь не сторонниками
евразийства, а скорее достаточно корректными наблюдателями за историей.
Поэтому историография
евразийства, во многом, и есть исследование его идей.
Теоретик
евразийства умер после очередных репрессий со стороны нацистского гестапо.
Здесь надо сразу оговориться, что под симфонической личностью в
евразийстве могут пониматься крупные общественные институты, в том числе и государство.
Скажем, чтобы закрепить «желание жить вместе», может потребоваться апелляция к идеям славяно-тюркского симбиоза, создание прагматической версии
евразийства, включающей реабилитацию ордынского периода нашей истории (кстати, такое развитие событий пришлось бы по душе многим украинским энтузиастам исторической политики).
Один из организаторов евразийского движения, внёс существенный вклад в разработку государственно-правовых основ
евразийства.
Российский публицист и историк, крупнейший представитель российского
евразийства XIX в.
С 1925 года
евразийство начинает организационно оформляться.
Феномен
евразийства является красноречивым примером интердисциплинарной, межпредметной и межкультурной интеграции знаний.
Интересно, что
евразийство вновь приобретает актуальность после второго распада русского государства.
Впоследствии многие ориенталисты шли по его стопам, постепенно усиливая то интеллектуальное течение, финальным аккордом которого два века спустя станет
евразийство.
Исторически в
евразийстве всегда перевешивала та составляющая, которая связана с фашизмом, а переоценка национальной идентичности, даже если в ней и был изначально заложен потенциал преодоления этнической исключительности, является скорее оправданием целостности имперского пространства и апологией территориальной экспансии.
Кроме того, за пределы националистического дискурса «выплеснулся» и дискурс интегралистский, характерный для европейских фашизмов межвоенной эпохи: в
евразийстве звучит более чем современная критика колониализма, в то время как в научную сферу – географию и лингвистику – евразийцы привнесли структуралистский метод.
Но былой популярностью
евразийство уже не пользовалось.
Это положение принципиально важно для понимания масштабов и псевдо-универсалистского смысла
евразийства.
Хоружий: «Славянофильская тема о самобытных основах российской истории и культуры, по сути, центральная тема
евразийства».
Постепенно
евразийство пришло в упадок.
Считаю правильным рассматривать
евразийство именно как благоприятное восприятие советского наследия.
Новая волна интереса к
евразийству появилась в 80-е гг.
Евразийство отрицает панславизм и акцентируется только на преемственности восточных традиций.
Есть в
евразийстве ещё одна принципиально неприемлемая для нас характеристика.
Это было принципиальное резюме в ответ на популярные попытки сближения двух типов
евразийства.
По той причине, что осуществлённое на деле
евразийство окажется не чем другим, как национализмом.
Для русской элиты
евразийство – это геополитическая доктрина для внешнего пользования, но никак не собственная национальная идея, на чём принципиально настаивали евразийцы.