Этому служат греческое понятие «
пайдейя» и латинское «гуманитас», общий смысл которых – воспитание и образование, делающие из природного человека достойного гражданина.
Первый и главный – это «
пайдейя» (paideia), т. е. воспитание, образование.
Так, в основании античной педагогики, которая институционально сложилась к IV в. до н. э., лежала
пайдейя (παιδεία), означавшая, как известно, общую культуру и воспитание.
Пайдейя полагалась онтологически укоренённой и – в силу этого – ценностно ориентированной данностью.
Именно эти базовые ценностные мотивации вновь и вновь получали выражение в симметричных претензиях философии и риторики на культурное лидерство – и лидерство это всегда понималось прежде всего как господство над образовательной системой (напомним, что древнегреческая «
пайдейя» – это, собственно, и была культура, понятая как воспитание).
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: мунда — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Однако смысловая нагрузка этих понятий приблизилась к современному понятию «культура»: словом «
пайдейя» обозначали весь тот комплекс ценностей и традиций, который делал человека (независимо от его этнического и социального происхождения) сознательным носителем эллинской культуры.
Древнегреческие мыслители не пользовались термином культура, но придавали близкий к нему смысл греческому слову
пайдейя(воспитание, образование, просвещение).
Лицо культуры двоится: это ‘
пайдейя’ под знаком философии и ‘пайдейя’ под знаком риторики.
Пайдейя издавна учила детей аристократов быть образцовыми гражданами полиса.
ВОСПИТАНИЕ (
пайдейя) для достижения добродетели, доблести (арете) – нужно, чтобы граждане умели участвовать в управлении полисом и делали это на началах законопослушности (эвномии).
Конечная цель полиса состоит в счастливой и прекрасной жизни, поэтому основная задача государства –
пайдейя (воспитание граждан) в нравственной добродетели (арете).
Функцию образования 1 у греков выполняла
пайдейя (воспитание), сейчас мы это называем культурой.
Этому служат греческое понятие «
пайдейя» и латинское «гуманитас», общий смысл которых – воспитание и образование, делающее из природного человека достойного гражданина.
Тут уже θεραπεία оказывается в большей степени соответствующей cultura, чем
пайдейя или какое-либо другое понятие.
Эволюция смыслов таких греческих терминов, как (наилучший),
пайдейя и калокагатия, свидетельствовали о необходимости стремления человека к гармонии эмоций и разума, о возможностях совершенствования его природных способностей и склонностей поведения.
Если «
пайдейя» попадает во власть риторики, то «забота о себе» становится прерогативой философии.
Он противопоставляет ей «физиологию» – и это совсем не
пайдейя.
Пайдейя у неё – это «общая культура», сконцентрированная, главным образом, в сфере риторического образования.
Это латинские «возделывание, обработка», «культ, почитание», а также близкое по смыслу греческое слово «
пайдейя» – «воспитание души, образование».
Эта самая “
пайдейя” свойственна краснобаям…
Из-за деревьев виднеется часть домика на опушке леса, где располагается
пайдейя – школа для детей.
Ключевые слова: культура себя, забота о себе,
пайдейя, цивилизация, культура, humanitas.
Например, первоначально слово «
пайдейя» (от греч. pais – ребёнок) обозначает воспитание детей и их образование, но впоследствии пайдейя – это гармоничное развитие человека, в единстве телесного и духовного начал, реализующее всё его способности и возможности.
Соответствием cultura выступает не
пайдейя, а либо επιμέλεια, либо, даже в большей степени, θεραπεία.
Ключевые слова:
пайдейя; «забота о себе»; «культура себя»; интертекст; культура; «культурный мир»; образование; культурные ценности; идея; истина; генеалогия; философия культуры.