История параллельного
органума оказалась предсказуемо короткой.
Такой тип двух– и многоголосия по названию присоединяемого голоса именуется
органумом.
Существует версия, что причины появления
органума сугубо утилитарны – среди певчих были дети, их голос ещё не успел сломаться, волей-неволей им приходилось петь на октаву выше взрослых.
Леонин создал «Большую книгу
органумов», рассчитанную на годовой круг церковного пения.
Сегодня любой желающий может послушать средневековые композиции в исполнении первоклассных ансамблей, специализирующихся в данной области, а само звучание
органумов, кондуктов, клаузул, мотетов, многочисленных жанров светских полифонических песен стало неотъемлемой частью наших представлений о высокой культуре тех отнюдь не «тёмных» столетий: звуки искусной, порой весьма замысловатой музыки наполняют в нашем воображении пространства готических соборов, оживляют сохранившиеся изображения куртуазных увеселений, обогащают восприятие памятников средневековой литературы.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: толстоногий — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Значение таких центров огромно, так как в них формировалась музыкально-теоретическая мысль, создавались новые типы многоголосия, где было больше свободы и гибкости голосоведения в отличие от раннесредневекового
органума.
Самые первые образцы нотированного многоголосия (ныне их называют
органумами) и представляли собой, по сути, упражнения в проведении параллельных прямых – линия vox organalis образует точную параллель к первоисточнику, по отношению к которому постоянно выдерживается один и тот же интервал из числа признанных наиболее совершенными (таковы, с точки зрения средневековой музыкальной теории, интервалы октавы и квинты).
Казалось бы, наш слабый голос должен потонуть в этой вечной симфонии, однако
органум определяет «ныне живущим» собственное место в гармонии мира и при этом не допускает с их стороны ни малейшего своеволия.
В рукописях свободный
органум чаще всего обозначается другим термином, имеющим греческое происхождение, – diaphonia, то есть «разногласие».
Мелизматические
органумы звучали в храме только по большим праздникам – в обычных дискантах основной голос (который стали называть тенором) излагался мелкими длительностями, а многоголосие строилось по принципу «нота против ноты».
Первые сохранившиеся образцы
органумов – английские.
Он был не прав:
органум означает “любой инструмент”, а у отцов церкви – в том числе человеческий голос.
От богослужебного умысла новая церковная музыка могла уходить иногда совсем далеко, по крайней мере, консервативное богословие усматривало в изощрённой полифонии Ars nova не в пример параллельным
органумам опасную, но не новую оппозиционную тенденцию.
Пример № 3. Школа св. Марциалла. Мелизматический
органум. «Benedicamus Domino».
Органистом же называли человека, сочиняющего
органумы.
Несовершенные консонансы (терции, сексты), тем более диссонансы (септимы, секунды или тритоны) не использовались; отсюда специфическое “пустое” звучание
органумов.