Что касается
одической традиции, то в ней, как и в воинских повестях, описание поля сражения также по преимуществу представляется в позиции сверху.
Обе части
одической строфы – и 4-стишие AbAb, и 6-стишие CCdEEd – стремятся заканчиваться не облегчением, а отяжелением своих последних мужских строк.
Но в речах это была дань
одическому жанру, и она не требовала обоснования.
Все эти соотношения устойчивы на всех 10 позициях
одического десятистишия.
От од произошло слово
одический, а вот одиозный – от латинского odiosus, которое означает противный, крайне неприятный.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: отпаянный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Самой характерной, бесспорно, следует признать
одическую строфу AbAb+ CCdEEd.
С подлинно
одическим пафосом воспевались теперь «низкие» картины.
Созданию высокого образа поэта-пророка соответствует торжественный
одический стиль.
Однако подобные формальные эффекты никого не могли обмануть: «надутость», как говорили в старину, неестественность
одического пафоса, его холодная риторика стали слишком очевидны.
Наиболее интересно здесь расположение отяжелённых и облегчённых строк по строфе: оно показывает, что вкус не к «заострённому», а к «закруглённому» построению распространялся не только на 4-стишие, но и на
одическое 10-стишие.
На исследование напрашивается прежде всего, конечно, общеупотребительное 8-стишие, образованное удвоением 4-стишия AbAb; затем 10-стишная
одическая строфа и, наконец, 14-стишная онегинская строфа.
Рейхенбах был убеждён, что
одическая сила свойственна не только людям, но и кристаллам, и магнитам.
Скажем, охапкинское пристрастие к державинско-ломоновской
одической традиции в меньшей степени присущи его товарищу.
По-видимому, только тем, что «Арзамас» боролся с классицизмом в русском его варианте, т. е. прежде всего с традициями высокой
одической поэзии и дидактической сатиры, с теоретическими установками «Беседы».
Эмоциональная стихия стихотворения двойственна: критический пафос сочетается с
одическими интонациями, что определяет специфику выраженного поэтом лирического мироотношения.
Столкновение «прозаического» и «поэтического» начал яснее всего в контрасте
одического «Вступления» и повествовательных частей – с их преднатуралистическими «петербургскими вершинами» и гофманианой «чиновника».
Индивидуальность здесь не надстраивается над одой, не перестраивает оду, а «выстраивается» в ней на основе полного слияния с созидаемым жанром общим чувством и лирическим восторгом, объединяющим субъекта
одического слова с его адресатом.
Да и вскоре почти вся русская журналистика и публицистика заговорили слегка архаичным и
одическим шишковским языком.
Изначальная тематика (изображение безмятежной жизни пастухов и пастушек в идиллии), функция (эпиграмма в дословном переводе с греческого означает надпись; первоначально она имитировала посвятительные надписи, надписи на могилах, эпитафии, поучения, любовные и сатирические обращения и лишь потом стала жанром комическим), стихотворный размер (так называемый элегический дистих в элегии и той же эпиграмме,
одическое десятистишие четырёхстопного ямба в русской оде) оказываются для этих жанров сопутствующими признаками.
Между тем, российская
одическая муза слишком тесно была связана с государством, с его притязанием на внешнее могущество, с борьбой за власть и политический контроль, с хитросплетениями придворных отношений и интриг, с «ласкательством» поэтов перед власть имущими.
И, наконец, последний раздел – «Песнопения богов» – снова настроит вас на серьёзный,
одический лад.
Время, закипающее в недрах иных, непроворотных созвучий, свидетельство за поэта: он был – его стоит перечитать, вслушаться в имена слов, которые он произносил, прочувствовать
одическую силу; его стоит перечитать – ни в коей мере не сбрасывая с гамбургского счёта истории отечественной словесности.
От
одической тональности поэт всё более склоняется к элегической, от публицистичности – к философскому размышлению, думе.
Вспоминая технику
одического взгляда, найдите точку в центре этого листа и сместите её на сантиметр перед листом, как бы немного скашивая глаза.
Мы очутились в бесконечном пространстве острого дефицита руководящих кадров с большой
одической силой.
Когда вы просматриваете ауру человека, используйте технику
одического взгляда.
Вторая по времени создания стихотворная попытка (см. выше) писателя-петрашевца размягчить сердца царствующих особ высоким
одическим стилем, дабы привлечь внимание к своей горькой участи.
Я посмотрела в его
одические глаза.
Нации со слабой
одической силой похожи на недомогающего человека, которому страшны любые инфекции.
Натяни струны на лире
одической да воспой славу лауреатам ристалищным.
Аналогии
одической силы в восточных эзотерических системах – ци и прана.
Я онемела от неожиданности и заглянула в его
одические черные глаза с немым вопросом: «Что это ты тут такое вытворяешь?» Черт, наверняка он чувствует, как я взволнована.
Итак, наряду с закреплением в
одической литературе петербургская тема, и особенно тема наводнения, осмыслялась в плане радикальной политической аллегории.
И «смешанная» тема, и поэтический язык в столкновении двух своих элементов –
одической струи и прозаической – отражают основной конструктивный и стилеобразующий принцип поэмы – синтезирование современной и исторической тем.
Эта техника по-другому называется
одическим взглядом. Именно её используют для просмотра ауры человека, животных, предметов…
Возможные строфические образцы: одна из разновидностей
одической строфы и сонет.
Поэтому уже в стихах XVIII века четверостишия синтаксически стремятся члениться на предложения по 2 + 2 строки, а
одические десятистишия – по 2 + 2 + 3 + 3 строки.
Лирический монолог поэта «гражданского романтизма» утверждался не в жанре элегического размышления с его утончённым психологизмом, пристрастием к иррациональным проявлениям человеческой психики, а в гражданской,
одической традиции с её ораторско-декламационным стилем.
Открытием декабристской поэзии был жанр лирико-ораторского монолога, ямбического стихотворения на гражданскую тему, опирающегося на
одическую традицию XVIII в.
Во все времена у разных цивилизаций и народов данная энергия имела свои названия: эфир, прана, пракрити и пуруша,
одическая сила, ци, энергия жизни, сила духа, оргон, энергия хаоса и порядка, энергия сфер, духовная энергия, психическая энергия и ещё многие другие, которые я перебирал.
Дело в том, что ему совершенно не нравилось писать произведения в
одическом жанре, который наиболее ценился его современниками.
В массе среднестатистических представителей нации, как в золотоносном песке, всегда «живут» самородки – наши сограждане с большой
одической силой.
Понять это можно с помощью той же техники
одического взгляда.
Второе соединяло высокий и низкий стили, опиралось, с одной стороны, на книжно-церковную литературу и
одическую традицию XVIII века, с другой – на народную словесность.
И потом эксперименты по воздействию на
одические силы велись повсеместно.