Одновременно с нарастающими изменениями в европейском обществе шёл процесс
обмирщения сознания.
В XVI веке
обмирщение культуры имело меньшие масштабы, чем в XVII веке.
Правда, протестантизм обновил христианство, вернув его к истокам, но не секуляризировал его, напротив, в противоположность
обмирщению церкви, утвердил его строго и безусловно.
Протестантизм явственно выразил тенденцию последних веков к
обмирщению духовной жизни.
Поэтому, когда из русской культуры в XVII в. начинает уходить идея, начинается
обмирщение – усиливаются орнаментальность, внимание к детализации, которыми подменяется внутреннее содержание.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: шампиньонный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
В первую очередь, клюнийцы направили свои усилия на устранение очевидных нарушений бенедиктинского устава, вызванных
обмирщением монастырей.
Ныне же
обмирщение языка зашло столь далеко, что «словесность» почти неизбежно ассоциируется с «изящной словесностью», а «словесная сила» может быть понята как способность «говорить красиво» или даже как сила магическая.
На первом этапе важнейшей задачей стала борьба против симонии, тесно связанного с ней «права частной церкви», и за так называемую «чистоту церкви» – то есть, против
обмирщения духовенства, нарушения целибата и других католических канонов.
Настоятели монастырей понемногу начали превращаться в таких же феодалов, как владельцы соседних замков; таким образом, всеобщее
обмирщение коснулось в X веке и монастырских стен.
Первые дзэнские наставники были высокообразованными монахами классических школ, и их глубоко возмущали
обмирщение и политизация институционального буддизма той эпохи, справиться с которыми они в условиях существовавшего положения вещей не находили возможным.
Этика иудаизма и протестантская этика как нельзя лучше соответствовали концептам
обмирщения сознания и десакрализации мышления.
Всё это, как он признавал, неизбежно сопровождается обособлением светского общества от церкви, эмансипацией мирского порядка от духовного и
обмирщением общественной жизни.
Началось
обмирщение ордена, и сразу же возникли дискуссии относительно возвращения к первоначальным строгим правилам монашеской жизни.
Хотя не исключено, что поэту нечто в этом духе и примнилось –
обмирщение божественного завета.
На наших глазах происходит решительное и неудержимое
обмирщение экстремистских дерзаний коммунистической церкви.
Неудержимо развивающийся процесс
обмирщения коммунистического экстремизма есть истинно-действенная и глубоко-плодотворная самокритика русской революции.
Разве не цистерцианцы были единственным орденом, который хотел возродить строгий аскетизм и отвернуться от мира в противовес
обмирщению бенедиктинцев?
Процесс
обмирщения государственности не остановился на отделении церкви от государства, как его понимала французская революция.
В-четвёртых, для церковной жизни начала XX в. было характерно
обмирщение религиозной жизни, приспособлением её к нуждам общества, к практической стороне жизни.
Наконец (4‑я стадия), придание социальным идеалам самодовлеющего и определяющего – для человеческой свободы – значения и полное
обмирщение нравственных идеалов, когда право «естественное», нравственное сливается с правом позитивным, причём последнее сориентировано на социальные блага и носит утилитарный характер.
Приняв предположение об
обмирщении духа западного религиозного сознания (включая, конечно, протестантизм и католицизм) по причине произвольного понимания ими христианства, искажения его сути и духа, мы определённо сможем понять причины, по которым второстепенные некогда идеалы политической и социальной свободы личности, потерявшие поддержку со стороны религиозного сознания общества, приобретают основополагающее значение.
Что такое «
обмирщение церковного искусства», позитивное это явление или негативное, и, если негативное, как можно ему противостоять?
Так была намечена дорога, по которой европейская цивилизация быстро пошла в сторону
обмирщения (секуляризации).
Чем больше здесь росло тяготение к достатку и роскоши, чем скорее происходило
обмирщение в «купеческо‐боярских монастырях» и приходах, тем больше становилось желающих устроить в отдалении от больших денег и мирских соблазнов небольшой уединённый скит.
Сегодня, в век резкого
обмирщения сознания, ответ также однозначен, хотя и полярно противоположен – власть всегдазло, поскольку государство есть орган принуждения, с которым, увы, следует временно мириться и который противопоставляет себя народу.
Петровские реформы придали
обмирщению стремительный темп.
Тут мы видим
обмирщение самой церкви и оскудение веры; там – отказ от признания видимой церкви, ожидание антихриста, отчаяние и самосожжения.
Важнейшим следствием разделения сфер влияния между церковью и государством стало
обмирщение (секуляризация) большого числа сегментов общественной жизни, регулирование которых было поставлено на рациональную основу.
Недовольство
обмирщением и коррупцией церкви тлело давно и подспудно, спорадически прорываясь в восстаниях и даже войнах, но с 1521 года начинается уже настоящая общеевропейская смута.
Обмирщение сопровождалось снижением авторитета духовенства, падением нравственности, антиклерикальными настроениями, распространением случаев неприязненных взаимоотношений между собой и с мирянами.
Понятно, какой захватывающий интерес представляет подобный план, – интерес не только теоретический (очевидно, что столь конкретно разработанный план
обмирщения производства должен окончательно убедить всех скептиков и уничтожить всех отрицающих осуществимость подобных планов), но и живой практический интерес.
Секуляризация –
обмирщение целостной, религиозной в своей основе культуры, сопровождающееся её разделением на отдельные обособляемые друг от друга области.
Этот процесс получил название
обмирщения или, в латинской транскрипции, секуляризации.
Здесь главную роль играет не импровизация, не узорчатость, не искусное чередование слов и пауз, и даже не звучность высказывания или «
обмирщение речи», – автор просто вербализует свою мысль, которая вряд ли могла быть выражена иным способом, чем посредством поэзии.
Действительно, константиновская эпоха содержала в себе много негатива: утрату свободы церкви, подчинённой государству,
обмирщение иерархии и клира, формальное причисление к официальной церкви множества формальных или фальшивых христиан и т. д.
Обмирщение епископата и клира, понижение нравственного уровня христиан были неизбежны при любом переходе церкви от гонимого состояния к влиятельному.
Абсолютизировав человеческие знания и земные достижения, они предприняли попытку
обмирщения христианской жизни.
Надругательство над искусством (например, оскорбление публики) – это попытка предотвратить коррумпирование искусства,
обмирщение страдания.
А это означало десакрализацию,
обмирщение власти.
Обмирщение проявлялось в отходе от поведенческих норм «Домостроя», в развитии светского искусства, в тяге к нарядной декоративности, несмотря на попытки церкви её ограничить.
Обмирщение затронуло и другие виды искусств.
Кроме того, критики тех времён нередко приравнивали
обмирщение иконописных образов к общему упадку религиозности, общественных нравов, православной соборности и духовности, причину которого они видели в повсеместной модернизации.
К тому же лозунг
обмирщения и обогащения казался таким естественным. Четыре военных года принуждали идею к уходу из повседневности.
Но в этом заключалась и опасность
обмирщения.
Кажущееся облегчение трудов, как догадывал он, не пошло бы на дело духовного совершенствования иноков, но на прирощение монастырских богатств с последующим
обмирщением обители.
Впереди, в отдалении, был великий вопрос об опасном
обмирщении иноческих обителей.
Вообще, рост влияния мирян в церкви привёл к значительной порче нравов духовенства и монашества, к
обмирщению церкви: и клирики, и даже монахи подражали в быту светским феодалам, женились или заводили любовниц, передавали по наследству своим детям церковное и монастырское имущество.
Обмирщение церкви было самокритикой сверхчувственной религиозной идеи христианства.