Жизнь во Христе согласно учению святителя Григория Паламы

Григорий Палама

Витиеватый язык святителя Григория Паламы, характерный для Византии его времени, очень труден для современного читателя. Архимандрит Мефодий (Алексиу) подготовил для молодёжных встреч, которые он проводит при митрополичьем соборе Салоник, отрывки из проповедей и писаний святителя Григория Паламы, изложив речь святителя его же словами, но проще, понятнее, доходчивее.

Оглавление

Введение

Его Высокопреосвященство благословил нам проводить встречи с молодёжью в нашем Духовном центре. Во время этих бесед мы попытались изучать просвещённые слова святителя Григория Паламы, попытались уразуметь его духовное послание современному человеку — человеку, который жаждет истины.

Несомненно, нынешняя молодёжь и вообще современные верующие ищут подлинного учения, которое находится в русле святоотеческого предания Православной Церкви, и таинственной жизни во Христе. Святые отцы знали, в чём состоит глубочайший смысл христианской жизни, поскольку они были людьми молитвы, соединёнными со Христом и друг с другом, они пламенели духом, и потому их дело продолжает жить сквозь века.

В современной реальности наблюдается поверхностная и формальная связь нынешних христиан с духовно глубокой и истинной жизнью Церкви. Люди живут во внутренней и внешней сумятице. Абсолютизировав человеческие знания и земные достижения, они предприняли попытку обмирщения христианской жизни. Результат этого эксперимента очень ясно виден. Мы наблюдаем собственными глазами, как построенный ими карточный домик рушится, а земля при этом уходит из-под ног.

Можно сказать, что сегодня более осязаема необходимость внутреннего общения души с таинственным опытом православной реальности. Православие касается человеческого сердца, очищает и возрождает его, разогревает его и даёт ему надежду. Согласно святому Григорию Паламе, «опыт по природе своей более надёжен, чем доказательство… Тот, кто хочет описать словами ощущение и энергию сияния Божия тем, кто сам не вкусил этого, похож на человека, который пытается описать вкус мёда тем, кто его никогда не пробовал… Цель и начало жизни во Христе и духовного созерцания Бога есть неведение, которое превосходит ве́дение и которое соединено с чистотой и простотой сердца, — ведение, превосходящее всякий смысл. Оно есть сокровенное покаяние и невыразимое прозрение, таинственное и неизреченное созерцание вечного света, которого достигает тот, кто преодолел человеческую природу силою Духа, кто видел Божие сияние и стал его причастником. Человек, всецело обратившийся к Божественной любви, чувствует, что в нём живёт чудо свободы во Христе. Тогда по собственной воле он уже не сообразуется с духом мира сего, не пленён мыслью и не подчиняется делом сладострастию и слабости тела. Его сердце устремляется ввысь, его ум обновляется. И если такой человек когда-нибудь забудется и будет увлечён лукавым, который подстерегает его на пути, то он тут же замечает свою ошибку и покаянием вновь достигает смирения по Богу. Так постепенно в человеке начинает действовать решительное изменение и спасение».

В эпоху смешения понятий и духовного безразличия, результатом которых являются внутреннее оскудение, современный кризис (во всех смыслах этого слова), отсутствие подлинной радости, депрессивное и многопопечительное восприятие мира, в эту сложную эпоху слово святого Григория Паламы возвращает нас к истине. Это слово просто, и его способен воспринять каждый из нас. Оно наполнено истинной мудростью и опытом благодати

Святого Духа. Слово святителя Григория, скрывающее в себе истину, способно убедить в этой истине даже самого предубеждённого человека. Оно открывает неподдельное ведение Бога, подаёт человеку тишину, внутреннюю уверенность и надежду уставшей душе.

Настоящее издание представляет собой отрывки из проповедей, писем и трактатов святого Григория[1], которые были прочитаны и разобраны на собраниях молодёжи Духовного центра митрополичьего митрополичьего собора и опубликованы на нашем сайте www.neoiagp.gr. Мы убеждены в том, что эта попытка поможет нам и научит тому, как следует жить и вкушать истинную жизнь во Христе, а также тому, как можно радоваться внутреннему освобождению, которое приносит только Христос. Если мы примем решение осуществить слова святого Григория в нашей ежедневной жизни, то мы быстро почувствуем, что каждый из нас может стать причастником истинной радости Христова Воскресения и причаститься истинной Жизни, которую Он нам подаёт.

Архимандрит Мефодий (Алексиу)

Примечания

1

Был использован перевод творений святителя Григория Паламы на новогреческий язык, выполненный блаженнопочившим профессором Фессалоникийского Университета имени Аристотеля Панайотисом Христу и опубликованный в серии «Греческие Отцы Церкви» Έλληνες Πατέρες της Εκκλησίας (ΕΠΕ).

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я