Образовывались пустоты, и груз начинал смещаться в трюме, создавая опасный
кренящий момент, что было смертельно опасно при внезапных шквалах.
Многим казалось, что судно уже не встанет, и тридцатиградусный крен, после некоторого раздумья, будет нарастать до полного затопления судна, но «Пионер» оказался на самом деле «всем ребятам пример» – своим левым бортом он опёрся о льдину и спустя несколько минут повалился уже на правый борт: две тысячи тонн воды, свободно плескавшейся в трюме, намного увеличили
кренящий момент, но и в этом случае он также опёрся о льдину уже другим бортом, несмотря на многие тонны морской трюмной воды, так хотевшей его утопить.
Апогеем неосознанного предчувствия явился момент, когда пилот, изогнувшись, привстал и, попытавшись перебраться в задний салон, случайно задел рукоятку автомата перекоса лопастей, отчего вращающий винт перекосился, создав
кренящий момент, ставший роковым для вертолёта, ибо швартовы были отданы.
Кренящий момент вправо мог возникнуть из-за неравномерной заправки топливом с перегрузом правого крыла.