Какая-либо явная привязанность демонических персонажей к сторонам света в представлениях
коми-пермяков отсутствует.
Мифологические верования
коми-пермяков представляют один из богатейших комплексов народной культуры.
Следующий этап изучения традиционной культуры
коми-пермяков приходится на 1950–1970-е годы.
Актуальной для современной действительности и интересной для научных исследований остаётся тема традиционного мировоззрения
коми-пермяков, и в частности демонических представлений.
Исследователи этногенеза и этнической истории относят консолидацию этнических общностей предков
коми-пермяков в виде племенных союзов к IX–XV вв., её завершение к XVII в.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: видеоискусство — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
История изучения мифологических воззрений
коми-пермяков тесно связана с общей историографией коми-пермяцкого этноса.
Материалы очерка отражают духовную культуру трёх основных этнографических групп
коми-пермяков: северной, южной и зюздинской.
Оставаясь актуальными в современной жизни
коми-пермяков, представления о демонических персонажах позволяют увидеть общие тенденции в развитии мифа, тогда как высшие божества, сказочные и эпические герои остаются аморфными и часто теряют связь с обыденностью.
Мифологические воззрения и обрядность
коми-пермяков нельзя однозначно назвать языческими, так как они сосуществуют с церковной христианской культурой.
Автор достаточно подробно описывает календарные, семейные, хозяйственные обряды, религиозные представления иньвенских
коми-пермяков, что позволяет увидеть отражение верований народа в разных сферах жизни.
Среднюю часть дома
коми-пермяки называют кык му коласын– ‘между двумя землями’.
Средняя по вертикали часть мира в мифах
коми-пермяков населена людьми.
Язык
коми-пермяков относится к финно-угорской языковой группе.
Объектами данного исследования являются фольклорные произведения прозаического и малого жанров (мифы, легенды, сказки, былички, запреты, приметы, толкования сновидений), лексические единицы, ритуалы, культовые предметы
коми-пермяков – основные формы выражений народных верований.
Целью исследования является системный анализ представлений о мифологических персонажах
коми-пермяков, их прагматического значения в народной культуре.
На рубеже XIX–XX вв. появляются более крупные этнографические очерки – как результаты наблюдений за повседневным бытом
коми-пермяков, так и целенаправленные исследования их истории и культуры.
Большое внимание в этот период обращено эпическому наследию
коми-пермяков [Гусев, 1956; Ожегова, 1961, 1971].
Произведения устного народного творчества
коми-пермяков, прежде всего мифы, сказки, легенды, былички, приметы и поверья, свидетельствуют о том, что по народному воззрению мир трехчастен (включает небо, землю и подземный мир) и двухполюсен (главными ориентирами по горизонтали являются север и юг) [Грибова, 1975: 14; Конаков, 1996: 36–40].
Также можно вспомнить об апотропейной функции резного конька на крышах
коми-пермяков.
Пересекая границу избы,
коми-пермяки читают молитвы, так как опасаются внешней опасности, в том числе колдунов, которые могут оставить за порогом порчу: «Вот через порог надо выкодить корошенько. <…> Вышла из дому, что-то кольнуло в голове, и больше никуда не могла идти» (ПМ: Гайн., Мысы, 145).
Негативно воспринимаются
коми-пермяками дома пустующие и заброшенные, или такие, чей хозяин умер до окончательного его обустройства [Рогов, 1858: 101].
Такое не раз происходило с мансийскими топонимами, которые
коми-пермяки переделывали на свой лад, и русские усваивали мансийский топоним в коми-пермяцкой одежде.
Второе – огромное уважение и подлинная симпатия к малочисленному народу
коми-пермякам, коих и сегодня насчитывается всего-то около ста пятидесяти тысяч человек.
Носители этой культуры являются предками нынешних
коми-пермяков.
Люди хорошие, по национальности
коми-пермяки.
Например, у коми и
коми-пермяков терминологически они также не различались.
Особенностью края является то обстоятельство, что в нём около 3,5 % жителей составляют финно-угорские
коми-пермяки.
То есть они являются так называемыми пермскими финнами, к которым относят
коми-пермяков, коми-зырян и удмуртов.
Хотя в некоторых легендах
коми-пермяков чудь упоминается как один из предков этого народа, а для части вепсов сей этноним служил до весьма недавнего времени самоназванием.
Русские вслед за
коми-пермяками стали звать их вогулами.
Ровно в полдень свершается, по приметам
коми-пермяков, таинство начала цветения.
Нижней границей условно можно назвать середину XIX в., время появления первых публикаций по духовной культуре
коми-пермяков.
Верхний мир, или небо, по представлениям
коми-пермяков, иногда открывается людям, в народе это явление называют кымöр оссьö– ‘небо/туча открывается’ или ён ыбöс‘двери бога/неба’.
Енöшка –‘небесный/божий бык’, или öшкамöшка (коми-зырян., сев. коми-перм.)– так
коми-пермяки называют радугу.
Русские считали чудь древним народом и отождествляли их с предками
коми-пермяков, в преданиях которых признаётся, что захоронили себя те, кто не согласились жить на одной земле с православными.